Конспект и презентация по русскому языку Части слова. Окончание и основа слова


Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА
Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Цель:
– усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать
Оборудование:
Ход урока
Орг.моментЗдравствуйте, сейчас улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов на этом уроке. Тихо садитесь.
Актуализация знаний.
Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.)
Что такое корень?
Какие слова называются однокоренными?
Что такое приставка?
Для чего нужен суффикс?
Определение темы и цели урока
Введение в раздел. Определение основного вопроса урока.
– Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название параграфа. Что в его названии вам знакомо?
Предположите, что скрывается за 2-й частью названия параграфа.
(Тоже части слова.)
Сформулируйте основной вопрос урока.
Какова же тема урока?
Чему мы должны научиться?
Какие части слова ещё существуют?
Открытие нового знания.
Работа на доске под руководством учителя.
На слайде появляется заготовка предложения.
Мам_ слушает дочк_.
Задание.
– Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково?
Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.
Мама слушает дочку.
Маму слушает дочка.
– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?
(Разные буквы на конце слов мама и дочка.)
– Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.)– А дочка и дочку?
– Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.)
– Как называется эта изменяемая часть слова?
Работа с правилом.
– Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила в учебнике на с. 144.
Вопрос после чтения.
– Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (То, что у слова меняется.)
– Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова.
– Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.
Наблюдение по учебнику.
Упр. 175.
– Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)
Ученики составляют первое предложение:
Звучит нежная мелодия вальса.
– Прочитайте слова на второй строчке.
– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)– Составьте и запишите предложение.
Она пробуждает в душе светлые чувства.
– Почему же вы изменяли окончания слов?
– Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)
Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.
– Как вы поняли, что такое основа слова?
– Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.)
– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях).
– Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144.
– Какие будут предположения?
Развитие умений – применение знания.
Упр. 179. Комплексная работа с текстом.
1) Чтение, определение темы, главной мысли. Заглавие: «Необычные охотники». Главная мысль: охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.
2) Нахождение в тексте одного того же слова с разными окончаниями:
Охотник и, охотник ов, охотник амЗайчишк а, зайчишк и, с зайчишк ой.
3) Слова с орфограммами-буквами согласных в корне.
Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустил), фотоаппарат.
4) Беседа о различии в оттенках значения слов-синонимов:
бежать – быстро передвигаться;
мчаться – очень быстро бежать;
нестись – двигаться с очень большой скоростью.
5. Упр. 180 Коллективное чтение и называние пропущенных окончаний.
Запись по вариантам: I вариант – 1-я строфа, II вариант – 2-я строфа.
Ученики записывают свой фрагмент текста и обозначают орфограммы. Взаимопроверка.
6.Итог урока
Какую цель мы ставили в начале урока?
Что же такое окончание? Для чего оно нужно? Приведите примеры.Что такое основа? Приведите примеры.
7. Домашнее задание
Выучить определения на с. 144, 145.
На выбор: упр. 2, с. 162. или задание № 1, тема 5 в рабочей тетради.