Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.


Тема: Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Цель: 1.совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость:
3.воспитывать аккуратность, терпение.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Оборудование: презентация.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности.
-Что такое изложение?
-О ком мы будем писать сегодня изложение, узнаете тогда, когда отгадаете загадку.
-Отгадайте загадку.
Деревья лечит день- деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им не покой.
В дупле прописаны они…
Заботой живы…(поползни)
-Кто такие поползни?
-Так о ком будем писать изложение?
-Сформулируйте задачи урока. Слайд 1
2)Знакомство с текстом стр.101 упр.180.
*Чтение текста хорошо читающим учеником.
-Что прочитали?
-Докажите, что это текст.
-Определите тип текста.(Повествовательный.)
-О ком говорится в тексте?
-Что такое тема текста?
-Какова тема данного текста?
-Как бы вы озаглавили данный рассказ?
-Что вы знаете о этих птицах?
Размерами и внешним видом малый скалистый поползень похож на обыкновенного поползня. Слайд 2- 4 В период гнездования птиц можно видеть на стенах скал, на усеянных галькой отвесных утёсах, у руин и оврагов на северо-восточном побережье Средиземного моря. Зимой птицы появляются также во фруктовых садах. Птица добывает из щелей в скалах и растительности насекомых и пауков. Осенью рацион дополняют различные плоды и семена. Самцы начинают своё пение в марте. С конца марта до начала апреля пара начинает строительство гнезда, которое продолжается примерно 10 дней. Если в скале имеется естественная пещера, то птицы замуровывают вход до узкого лотка. На шероховатых или гладких стенах они строят из глины и слюны гнездо в форме горшка. Этот строительный раствор позже становится настолько твёрдым, что гнездо становится невозможным оторвать руками и даже ножом. Они служат затем десятилетиями. Очень редко гнёзда строятся также на деревьях. Гнездо выстилается изнутри мхом, перьями и шерстью мышей, которую птицы добывают из разложившихся погадок сов. Кладку, состоящую из 4-8 яиц, самки высиживают в апреле от 14 до 15 дней. Птенцы покидают гнездо только когда становятся полностью пригодными к полёту.
-Как вы поняли, почему птица так называется?
-Что вы узнали о данной птичке?
-Так почему кричал поползень?
-Где было гнездо поползня?
--Кто был в гнезде?
-Какая опасность угрожала птенцам?
-Как вёл себя поползень?
-Как вела себя гюрза?
-Какое же случилось чудо?
-Что вы знаете о такой змее, как гюрза? Слайд 5-6
Гюрза – змея достаточно крупная. Тело самки в длину может достигнуть 1,5 метра. Самцы меньше, длина их тела около 1 метра. Гюрза – представитель семейства гадюковых. Относится к роду гигантских гадюк. У этой змеи очень сильный яд. Он немного слабее яда кобры. Смерть жертвы наступает через 30 секунд после укуса. Яд гюрзы чрезвычайно опасен для человека. Опасно и то, что змея нападает неожиданно и стремительно, она застает жертву врасплох. На сегодняшний день численность популяции сильно сократилась.
3).Составление текста.
-Что такое план текста?
-Для чего он нужен?
-Сколько частей в тексте?
-Как называется каждая часть текста?
-Чтобы составить план текста, что нужно сделать?(Определить главную мысль каждой части, озаглавить их.)
-Сейчас вы самостоятельно составите план текста на черновиках.
Примерный план текста.(работа в парах)
1.Тревога.
2.Опасность.
3.Отважная птичка.
*Чтение детьми самостоятельно составленных планов. Выявление самых лучших , удачных планов.
4).Лексическая работа.
-Что такое ущелье? (Узкая и глубокая, с извилистыми склонами долина, расселина в горах.)
-Почему птица называется «скалистый поползень»? (Он гнездится на скалах)
-Как называется ядовитая змея?
-Опишите змею.
-Как понимаете выражение зашёлся криком?
-Как вы понимаете выражение крутится юлой? 9Ведёт себя беспокойно, суетится, мечется туда – сюда.)-Как автор показывает, что опасность совсем уже близко?
-Почему Н.Сладков называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею.)
-Как это случилось?
5).Пересказ текста по плану.
6). Физкультминутка.
7).Орфографическая подготовка.
-Найдите в тексте группу однокоренных слов.( Поползень, ползёт, заползёт.)
Какая орфограмма корня в этом слове требует проверки?(Безударная гласная в корне слова.)
-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными. Слайд 7
8).Знаки препинания.
-Объясните постановку запятых в предпоследнем предложении.
9).Работа над изложением.
*Самостоятельная работа. Самопроверка, редактирование текста.
4.Рефлексия.
5.Итог.
-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
-Какие орфограммы встретились в тексте?
-Кто доволен своей работой?
-Какие затруднения вы испытывали?
-Что интересного вы узнали из текста.
6.Домашнее задание.
Работа в рабочей тетради(по выбору учителя).