Конспект открытого урока музыки в 1 классе по теме Музыка вокруг нас


ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: « Музыка вокруг нас»
Цели: Развивать интерес к музыке, формировать музыкальную культуру учащихся как часть общей духовной культуры. Развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям, понимание содержания.
Задачи: Понимать, знать жанры музыки ( марш, танец, песня),
особенности звучания знакомых музыкальных инструментов. Оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание.
Развивать творческие способности детей.
Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний, умений, навыков
Методы :Словесный, сравнения, беседа, поисковый, слуховая и зрительная наглядность, музыкального обобщения, творческий.
Оборудование: фортепиано, репродукция картины И. Левитана «Март» портрет П. И. Чайковского, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор, интерактивная доска, муз. ударные и шумовые инструменты.
Конспект
Дети входят в класс под музыку Чайковского « Марш деревянных солдатиков».
Учитель приветствует детей пением, дети отвечают ему в виде «Эхо»
У - Ребята, под какую музыку вы сейчас зашли в класс?
Д-Марш
У – А почему вы решили, что это Марш? Как звучала эта музыка?
Д – строго, четко, упруго.
У – Кто может идти под марш?
Д – Дети, солдаты, спортсмены.
У – Когда обычно звучит марш?
Д - На парадах, праздниках.
У – выберите инструмент, который передает четкий, упругий ритм.
( предлагается бубен, барабан, треугольник или колокольчик).
(Учитель вызывает кого-нибудь из ребят играть на барабане, а класс отбивает ритм пальчиками по парте).
У – Вот вы назвали одного из китов, на котором строится вся музыка. А у нас их 3. Кто назовёт других?
Д – Песня, танец.
У – Задание классу: определить марш, танец, ( польку, вальс), песню.
(Учитель играет муз. примеры для определения жанра)
У – Ребята, танцы как вы поняли, бывают разные.
Полька- как звучит музыка? Какой это танец?
Какой инструмент вы взяли бы для этого танца?
Д – Весело, легко, радостно ( бубен)
У - Какая музыка у Вальса? Выберите инструмент для него.
Д - мягко, плавно, нежно (треугольник, колокольчик)
( учитель вызывает ребят играть на том или ином инструменте в зависимости какой жанр прозвучит, а ребята показывают движения руками)
У - Ребята, вы узнали кто написал музыку « Марш деревянных солдатиков» и « Польку»?
Д – П.И.Чайковский
(портрет композитор)
У - А что еще написал этот композитор для детей?
Д –« Новая кукла», « Похороны куклы», «Болезнь куклы»,
(Учитель играет фрагменты пьес из « Детского альбома», а дети должны определить их.)
У - Как звучала «Болезнь куклы»? Какое настроение вы услышали в ней?
Д – Грустно, печально, жалостливо, девочка как будто плачет.
У – А как прозвучала « Новая кукла»?
Д – Весело, легко, быстро, девочка радуется, бегает, кружится.
У – Ребята, а если бы вы были художниками, какие краски бы взяли для передачи настроения больной куклы и радость новой куклы?
У – Ребята, вы в музыке услышали разные настроения, т.е. музыка может передать наши разные чувства, характеры.
Задание: сейчас вы будете слушать музыку и определите разный характер девочек. Все это передаст музыка. ((Играю «Резвушку», «Плаксу», «Злюку»- класс показывает ответ движениями рук)У – Посмотрите на картину и придумайте ей название.( И. Левитан « Март»)
Д – Весна.
У - Почему? Назовите признаки весны на картине…..А кто знает стихи о весне?
У – Ребята, кто знает, какой месяц у нас сейчас? Время года? Назовите признаки.
Д-Апрель, весна. Тепло, солнца больше, лужи, снег тает и т.д.
У - А кому надо много поработать, чтоб растаял снег, зацвело кругом и наступило лето?
Д – Солнцу.
У – У нас есть песня, которую мы поем о весне, о солнце. Кто помнит, как она называется?
Д – Песня «Много солнышку работы»
( работа над песней, характером, дикцией, интонацией, ансамблем и т.д.)
У – Ребята, а как называют коллектив, группу людей, которые поют вместе?
Д – Хор
У – Я наиграю песню, а вы скажите, знакома ли она вам? ( Играю рнп «Во поле береза стояла»)
Д - «Во поле береза стояла»
У – Как звучит мелодия?
Д – Плавно, неторопливо, мягко и т.д.
У – А кто ее написал, если она называется русской народной песней?
Д – Народ
У – Сейчас мы будем водить хоровод под эту песню и кто может- подпевайте.
У – А что же означает слово хоровод?
Д – плавный, мягкий танец.
У – Это круговой танец. Собрание молодежи на воздухе для пляски с песнями. Песни особые, протяжные, медленные-ходьба с движениями).ВОДИМ ХОРОВОД (клип «Во поле береза стояла)
У – В праздники люди любят веселиться, танцевать. А как называются быстрые, радостные танцы?
Д - Пляска
У – Посмотрите на инструменты, назовите их.( трещотка, рубель, ложки ,погремушка, бубен)
Как называют людей, которые вместе играют на разных инструментах?
Д – Оркестр
У – А как называют человека, который руководит оркестром хором?
Д – Дирижер
У – Прежде, чем мы будем играть в оркестре, потренируем пальчики, сделаем зарядку.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
«Мы капусту рубим, мы морковку трём, мы капусту солим, мы капусту жмём.»(Игра на шумовых инструментах под Р.н.п. « Калинка» или
« Светит месяц».)ИТОГ урока:
У – Сегодня на уроке было много музыки, она и в жизни вокруг нас. Вы узнавали разные жанры: марш, танец, песню. Слушали пьесыП.И.Чайковского, называли их, пели песни, водили хоровод, играли в оркестре. .Вам урок понравился?.... Хорошего вам настроения на весь день До свидания!
Ребята выходят из класса под « Марш» Д. Б. Кабалевского или др. музыку.
Апрель 2014г. Педагог Сирко Е.И.