Проект Психологическое влияние сказки на ребенка на примере сказки «Колобок»

IX открытая региональная научно-практическая конференция
школьников «Эврика»



Секция ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ



Психологическое влияние сказки на ребенка на примере сказки «Колобок»





Автор: Крохта Виктория
МКОУ Чулымский лицей , 11 класс,
Новосибирская область, г. Чулым

Научный руководитель:
Сафронова Наталья Анатольевна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
Контактный телефон руководителя: 89134532004






г. Новосибирск, 2014
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологического влияния сказки на ребенка
Понятие психологического влияния.4
Глава 2. Анализ психологического влияния сказки на ребенка
2.1. Процедура проведения исследования..5
2.2.Результаты опроса 5
Заключение10
Список литературы11
Приложение 12















Введение
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка. Актуальность данного исследования видится в том, что в настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Цель исследования: изучение психологического влияния сказки на ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Выделить теоретические аспекты психологического влияния сказки на младших школьников;
Создать новый вариант сказки «Колобок».
Проанализировать результаты исследования психологического влияния сказки на младших школьников лицея.
Объектом нашего исследования является сказка в формировании личности младших школьников.
Предмет исследования -  роль сказки в формировании личности младших школьников.
Гипотеза исследования: сказка оказывает психологическое влияние на ребенка.
Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение; эксперимент, статистическая обработка.
Глава 1. Теоретические аспекты психологического влияния сказки на ребенка.
1.1.Понятие психологического влияния.
Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с представлением ему права и времени отвечать на это воздействие [1].
«Влияние (в психологии) процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».
С целью структурного описания процесса влияния нами предлагается следующая четырехкомпонентная модель психологического влияния, предложенная Слабинским В.Ю. в книге «Психологические коды сказки «Колобок»: вовлечение в контакт ( фоновые факторы ( воздействие на мишени ( побуждение к активности. Вовлечение (в контакт) предъявление адресату информации с целью активизации его определенной направленности.   Фоновые факторы (фон)  использование состояния сознания и функционального состояния адресата, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, привлекательность и т.п.). Мишени воздействия  источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т.п. Побуждение (к активности) это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в заданном инициатором направлении (принятие решения, совершение действия).
Сказки – это истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. В них ситуация всегда обретает целостность: герой (с которым ребенок охотно отождествляет себя) преодолевает трудности и становится сильнее. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.























Глава 2. Анализ психологического влияния сказки на ребенка.
2.1. Процедура проведения исследования
Основными задачами эмпирической части исследовательской работы явились:
- подбор инструментария исследования;
- проведение исследований;
- интерпретация результатов.
В исследовании приняли участие 40 учащихся 4-ых классов, 50 первоклассников МКОУ Чулымский лицей, их родители в количестве 35 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап. Создание анкеты для родителей (Приложение 1). Проведение анкетирования среди родителей первоклассников и опрос самих первоклассников.
2 этап. Сбор и обработка первичных результатов. Написание нового варианта сказки «Колобок». Проведение опроса среди учащихся 1 «а» класса.
3 этап. Обработка результатов двух этапов.
2.2.Результаты опроса
С целью получения информации о любимых сказках наших первоклассников мы провели опрос среди обучающихся 1-ых классов (рис.1). Как видно из диаграммы, наиболее любимой является сказка «Колобок».
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.1. Любимые сказки учащихся 1-ых классов лицея
Интерес к вопросу: «Как долго ребенок помнит о любимом сказочном герое?» был нами удовлетворен после опроса учащихся 4-ых классов (рис.2). Сказка «Колобок» четвероклассниками включена в общий список.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.2. Любимые сказки учащихся 4-ых классов лицея

Необходимо было узнать, как происходит знакомство ребенка со сказками. Опрос родителей позволил получить информацию. На первый вопрос: «Какие сказки предпочитает ваш ребенок?» 40% родителей ответили, что русские, столько же – зарубежные сказки, а 20% считают, что разные сказки (рис.3).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.3. Какие сказки предпочитает ребенок.
На второй вопрос «Есть ли любимая сказка у вашего ребенка?» все родители ответили положительно, 53% родителей назвали русскую сказку, 40% - зарубежную и 7% не указали название сказки. Родители подтвердили результаты опроса первоклассников (Приложение 2).
Вопрос «Играет ли ваш ребенок в сказки, которые любит?» больше был направлен на выявление ситуаций, когда ребенок проигрывает те роли, которые заложены в сказке, тем самым готовит себя к жизни. 60% родителей видят эту игру, 33% считают, что ребенок не играет, 7% не дали ответа (рис.4).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.4. Играет или не играет ребенок в любимые сказки.
На вопрос «Как ребенок знакомится со сказками?» большинство родителей 63% называют в качестве источника интернет, телевидение. 33% родителей читают сказки детям, тем самым оберегая их порой от ужасных искажений первоисточников (рис.5).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.5. Источники знакомства ребенка со сказками.
Последний вопрос в анкете родителей напрямую связан с темой нашего исследования: «Влияет ли сказка на характер ребенка?». 77% родителей в этом уверены, 17% отрицают факт влияния сказки на ребенка, 6% не дали ответ (рис.6).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.6. Влияние сказки на ребенка.
Получив информацию о любимых сказках первоклассников, выявив отношение родителей к вопросу психологического влияния сказки на ребенка, мы провели эксперимент с учащимися 1 «а» класса. Первоклассникам предложили прослушать чтение сказки «Колобок» из книги «Народные русские сказки» Афанасьева А.Н. и новый вариант этой же сказки (Приложения 3- 4). Анализ психологического влияния проведен в каждом случае с применением четырехкомпонентной модели психологического влияния (таблица 1): Таблица 1.
Анализ психологического влияния сказки «Колобок» на первоклассников
Структурный компонент
Русская народная сказка «Колобок»
Авторская сказка «Колобок»

Вовлечение в контакт
Колобок появился в семье из остатков. Он уходит из дома.
Колобок появился в семье, которэ°ой он нужен. Но Колобок отправляется в путь за приключениями.

Фоновые факторы
Колобок не поддерживает разговор, а поет, хвастается, он еще маленький.
Встречается с зайцем, волком, медведем. Лиса прикидывается старой, глухой.
Колобок заговорил, он повзрослел.
Встречается с зайцем, волком, медведем, лисой. Лиса создает большую угрозу колобку.

Воздействие на мишени
Колобок без причины укатился от деда с бабой, спасся от зайца, волка, медведя, его обхитрила лиса. Он остался в ней (Колобка просто не стало).
Колобок ушел просто так от деда с бабой, от зайца, волка, медведя. От лисы. его спасли дед с бабой и забрали домой. Но ему было дома скучно.

Побуждение к активности.
Колобок не понимает хитрости лисы, поэтому ничего не делает для своего спасения.
Нужно быть осторожными с хитрыми людьми.
Помощь для спасения поступает от деда с бабой, они искали Колобка в лесу.
Колобок вновь уйдет из дома, но он теперь стал опытнее, умеет общаться. Колобок пойдет искать интересное, важное для себя в мире. Но он может всегда вернуться домой.


В беседе первоклассники отметили, что им всем понравился конец второй сказки, что Колобок вернулся домой, хорошо, что его нашли, сказка стала лучше. Из всех героев первой сказки отрицательным все считают лису («Она единственная проглотила колобка»), после прочтения авторской сказки в ряд отрицательных героев первоклассники поставили всех зверей, с кем встречается колобок («Они все хотели съесть колобка»).

Выводы
77% родителей первоклассников считают, что сказка оказывает психологическое влияние на ребенка.
Создав новый вариант сказки «Колобок», мы изменили отношение к первоисточнику, к основным героям сказки.
Анализ психологического влияния сказки «Колобок» показал, что внесенные изменения в текст первоисточника сказки воздействуют на состояние, мысли, чувства и действия первоклассников. Это воздействие осуществлялось с помощью исключительно психологических средств, которые сегодня актуальны во времени: перенос внимания (с образа лисы на другой объект – колобка нашли), прием формирования нужного образа (характер колобка меняется), отождествление себя как тип реакции (раскрыта хитрость - герой становится умнее), прием ориентации на ценность (одному не справиться). 















Заключение
Известно, что с помощью психологического анализа любимой сказки детства можно определить жизненные сценарии и психологические особенности человека, его способы справляться с трудностями и обозначить те сферы, с которыми стоит поработать психологу.
Обзор изученной литературы показал, что помогая ребенку переживать нормативные страхи, сказки помогают усваивать запреты. Невозможно все учесть, ответить на все "почему", рассказать массу страшных случаев из жизни окружающих, чтобы объяснить ребенку, почему нельзя делать все, что нельзя.
А ведь многие сказки, согласно исследованиям этнографов и психологов, это свернутые описания древних ритуалов, отвечающих за жизненно важные формы поведения человека, формирующих у него продуктивное и адаптивное поведение и накладывающих запреты на вредные и опасные для человека и общества в целом поступки.
Гипотеза исследования подтверждена результатами исследования, задачи решены, цель достигнута. Полученные результаты можно использовать для просвещения родителей, учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений.









Список литературы
1. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков - М.: Ось-89, 2001.
2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
3. Слабинский В.Ю. Психологические коды сказки «Колобок», Санкт-Петербург, 2010
4. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46–51.
5. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 160 – 173.

















Приложение 1.
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
_____________________________________________________________________________
2. Есть ли любимая сказка у Вашего ребенка? Если есть – какая?
_____________________________________________________________________________
3. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые ему нравятся?
_____________________________________________________________________________
4.Как Ваш ребенок знакомится со сказками (нужное подчеркните)?
Чтение, просмотр мультфильмов по телевизору, видеодиски, интернет
5.Влияет ли сказка на характер ребенка? Если «да», то как?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!




































Приложение 2.
Результаты опроса родителей
1.
«Вершки и корешки»
3%

2.
«101 долматинец»
3%

3.
«Смоляной бычок»
3%

4.
«По -щучьему велению»
3%

5.
«Гуси-лебеди»
7%

6.
«Колобок»
20%

7.
«Рапунцель»
7%

8.
«Русалка»
7%

9.
«Дюймовочка»
3%

10.
«Маша и медведь»
14%

11.
«Золушка»
7%

12.
«Кот в сапогах»
7%

13.
«Феи Винкс»
3%

14.
«Волк и лиса»
3%

15.
«Репка»
3%

16.
«Снежная королева»
3%

17.
«Дядюшка Ау»
3%


















Приложение 3

















Приложение 4.
Колобок
Жили-были старик со старухой. Одиноко им было. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит: Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Все рассмотрел за окном колобок, не интересно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку и дальше по дорожке в лес. Катится колобок, а навстречу ему заяц: Колобок, колобок, я тебя съем! Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился колобок дальше только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк: Колобок, колобок, я тебя съем! Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти! И покатился колобок дальше! Катится колобок, а навстречу ему медведь: Колобок, колобок, я тебя съем! - Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел. Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку. А лиса и говорит: Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок. Только хотел он прыгнуть лисе на нос и запеть, как лиса дернулась, услышав голоса приближающихся деда с бабой. Слетел колобок на дорожку, а лисы след простыл. Слетел колобок на землю да бочок себе подмял, не покатился дальше. Увидели его дед с бабой на дорожке, обрадовались. А колобок говорит:
Спасибо, что меня нашли! Но что случилось с лисой? Я ей песенку спел. Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел. Не стала слушать второй раз мою песенку.
А баба ему говорит:
Хвастунишка ты наш, она же тебя могла и впрямь съесть.
А я лисе-то поверил, говорит колобок, но теперь поумнел.
Дед положил его на тряпицу, осторожно завернул да сунул за пазуху. Пошли они все вместе домой.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015








Диаграмма 1Root Entry