ПЕДСОВЕТ «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»


Протокол № 3. Педсовет
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
от 30 января 2017 года
Присутствовало: 17 человек
Отсутствовали: 0
Повестка дня.
1. Вступительное слово по теме «Дети любят экспериментировать».
Ответственный: заведующий Романенкова С.З.
2. Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы.
Ответственный: старший воспитатель Онисько Т.Ю.
3. Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования.
Ответственный: воспитатель Овчинникова Е.М.
4. Презентация результатов работы по проектной деятельности, посвященной Году Экологии: «Воздух-невидимка» под. гр. № 1, «Волшебница-вода» лог. гр., «Кто в доме-природе живет?» под. гр. № 2
Ответственные вос-ли: Шайдурова Т.П., Султанова Л.Т., Паязова Р.Т.
5. Детская минутка: высказывания детей об экспериментальной деятельности и явлениях.
Ответственная: Чиглинцева Н.Ю.
6. Разбор педагогических ситуаций.
Ответственный: старший воспитатель Онисько Т.Ю.
7. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности
Ответственный: воспитатель Давлетова А.Ф.
8. Аналитическая справка тематического контроля.
Ответственный: старший воспитатель Онисько Т.Ю.
9.Результаты конкурсов: оформления центров экспериментирования «Центр науки», и методических пособий «Хочу все знать».
Ответственный: заведующий Романенкова С.З.
Ход заседания.
Выступила заведующий МАДОУ Детский сад № 274 заведующий Романенкова С.З. Она подвела итоги по решению педсовета № 2. Педагоги посещают КПК своевременно, согласно графику. Воспитатели изучают современные педагогические технологии, и применяют их в профессиональной деятельности.
Стараются следить за показателями своей культуры (речь, стиль общения, отношение к детям, себе и своей деятельности). Делятся опытом работы по проектной деятельности на конкурсах педагогического мастерства. Пополнили центры художественного творчества дидактическими играми по изобразительной деятельности. Педагоги развивают творчество воспитанников в разных видах художественной деятельности.
По первому вопросу слушали Романенкову С.З., она зачитала доклад. Об актуальности темы педсовета. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
По второму вопросу слушали старшего воспитателя Онисько Т.Ю. по теме «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы». Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы. Современное общество уже давно живет в ситуации экологического кризиса и это означает, что отсутствие специального экологического образования подрастающего поколения может еще больше усугубить ситуацию. В таком ключе экологическое образование становится и условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду, и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек — окружающая среда». Кроме того, экологическое образование выступает важнейшим фактором нравственного становления личности, основой его гармоничных отношений с самим собой, с природой, с другими людьми.
   Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.
   Поэтому важно широко внедрять метод регламентированного и не регламентированного детского экспериментирования в ДОУ. Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника:
- физической (управление своим телом и отдельными органами);
 - природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
 - социальной   (запоминает  индивидуальные   особенности   каждого человека); - познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
 - лингвистической (словотворчество);
 - личностной (познание своих личностных возможностей);
 - волевой (развитие волевых процессов);
 - поведенческой  (моделирование  своего  поведения  в различных жизненных ситуациях).
 
   Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.
   Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского ехperimentum, переводится на русский как «проба, опыт».
Основное содержание игр - экспериментов
- материалы (песок, дерево, ткань, бумага);
 - природные явления (ветер, солнце, вес, снег, теплота и т.д.);
 - мир растений и животных;
 - предметный мир (игрушки, посуда, обувь и тд.)
 - геометрические эталоны, эталон времени;
 - человек.
   Умелое планирование детского экспериментирования в ДОУ, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.
Правила при выборе темы:
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
 Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Ведущие принципы развития дошкольников:
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
 
Условия необходимые для реализации поставленных задач в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Уголок экспериментирования
Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.Дополнительное оборудование:
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальная ООД.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
Беседы по теме «Путешествие капельки».
Целевая прогулка.
Экскурсия.
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам):
Младший дошкольный возраст:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
Средний дошкольный возраст:
способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
активизировать словарь ребёнка;
развивать эмпатию, желание помочь другим;
воспитывать аккуратность в работе.
   Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.Старший дошкольный возраст:
систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
активизировать словарь ребёнка;
воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
   Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
Структура детского экспериментирования:
Проблемная ситуация
Целеполагание (что нужно сделать)
Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской проектной деятельности
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же  под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
   Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.
   Детские исследовательские проекты  –  эффективный, современный, дидактически оправданный  метод обучения дошкольников.
   Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности показывают или повторяют проделанные  вместе со взрослыми опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые  свойства объекта   друг от друга, опосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают.  Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.
    Существует несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность ориентирована  на разработанные конспекты ООД, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д. Проектная деятельность  ориентирована  на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение  заранее заданного пути. Даже  спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть  появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по  складу характера – исследователем.
Разные виды экспериментальной и опытнической деятельности: долгосрочные, краткосрочные, детские, семейные, индивидуальные, групповые, коллективные проекты.«Невидимка, который нужен всем»
«Штука, которая нас держит  (магнитное поле Земли)»
«Домашнее экспериментирование с молоком»   (семейный проект)
«От зернышка – к хлебу»
«Рождение планеты Земля»
«Чудо природы – вода»
«Домашнее экспериментирование с молоком»   (индивидуальный проект)
«Будь природе другом» (экологический проект)
«Укрощение огня»
По третьему вопросу слушали воспитателя Овчинникову Е.М.. Она рассказала что «Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования» - это:
Психологический комфорт.
Содержание.
Материалы меняются, находятся в свободном доступе.
Комплексно-тематическое планирование.
Интеграция ООД.
Педагог – партнер, всегда рядом.
Поддержание интереса.
Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата).
Личностно – ориентированный подход.
Центры экспериментирования.
Развивающая среда.
Развивающая среда должна обеспечивать
- Развитие первичных  естественнонаучных представлений наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).- Формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"  «Дерево» и т. д.).Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка:  развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1.Место для постоянной выставки.2. Место для приборов.3. Место для выращивания растений.4. Место для хранения природного и бросового материалов.5. Место для проведения опытов.6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
По четвертому вопросу слушали воспитателей: Шайдурову Т.П., Султанову Л.Т., Паязову Р.Т. Прошла презентация результатов работы по проектной деятельности, посвященной Году Экологии: «Воздух-невидимка» под. гр. № 1, «Волшебница-вода» лог. гр., «Кто в доме-природе живет?» под. гр. № 2. Каждый по отдельности рассказал о своем опыте работы. (Презентация прилагается).
По пятому вопросу посмотрели видео «Детская минутка», это - высказывания детей об экспериментальной деятельности и явлениях. Подготовила видео Чиглинцева Н.Ю.
Объяснялки:
Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)
Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)
По шестому вопросу слушали старшего воспитателя Онисько Т.Ю..
Далее педагогам были предложены к разбору педагогические ситуации.
1. Двое шестилетних ребят нашли на берегу реки старую корягу.
— Бросим ее в речку,— предлагает один из них,— посмотрим, утонетили не утонет. Бросают. Коряга тонет. Удивлены. Почему? Ведь дерево не должно тонуть! Подумайте,— предлагает взрослый. Но ребята затрудняются ответить, они не знают. Тогда взрослый предлагает наводящие вопросы: Легко ли вам было тащить корягу? Она небольшая, но тяжелая. Почему? Она мокрая и вся облеплена глиной. А в глине полно камешков! Вон, оказывается, почему коряга потонула: она была мокрая, поэтому и тяжелая, как камень,— делают вывод ребята. Что помогло детям найти правильное решение? Приведите примеры, как вы отвечаете ребенку на вопросы о явлениях природы.
2. Мартовский солнечный день. Сосульки, словно бахрома, что повисла над самым окном, искрятся и переливаются. Пятилетний ребенок, стоя у окна, любуется ими. А вечером он заметил, что сосульки не растаяли, как он ожидал, а, наоборот, «выросли и растолстели». Почему?
— Попытайся догадаться сам, почему сосульки стали толще и длиннее,—предлагает мать.— Понаблюдай и тогда догадаешься. Конечно, не сразу удается разгадать загадку. И потому на следующий день любопытный «почемучка» снова возле окна. Он видит, что солнце заставляет сосульки «плакать», и они становятся... короче и тоньше! Вот так раз! — удивляется мальчик.— Почему? А как ты думаешь, почему? — снова озадачивает его мать.— Давай еще понаблюдаем. Они от солнышка тают,— рассуждает вслух мальчик.— Но почему они вчера не только не растаяли, а даже выросли? И день был точно такой же, солнечный. Посмотрим, какими они станут к вечеру,— многозначительно говорит мать. Вечером сын снова подходит к окну. Теперь сосульки не «плачут» и снова «выросли и растолстели». Так ребенок самостоятельно решает задачу: днем солнце греет, подогревает сосульки, и они тают, становятся тоньше и короче. Зато к вечеру, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь и их прихватывает мороз, оттого сосульки «растут и толстеют».
/Правильно ли поступила мать, предложив ребенку длительно наблюдать за одним тем же явлением? Может быть, лучше сразу объяснить, в чем суть заинтересовавшего его явления? Как вы поступаете в аналогичных случаях — стараетесь дать ребенку исчерпывающий ответ или побуждаете его к самостоятельному поиску?/
По седьмому вопросу слушали воспитателя Давлетову А.Ф. Она рассказала о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка. Поэтому, одним из ведущих направлений работы с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Не зря великий И.Г. Песталоцци говорил: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» Поэтому особое внимание в педагогической работе уделяется детской поисково-экспериментальной деятельности. По опыту работы в этом направлении хочу указать на необходимость поэтапного формирования познавательной активности и компетентности дошкольников в процессе экспериментирования. Данный процесс целесообразно выстраивать в виде трех взаимосвязанных, следующих друг за другом этапов:
побудительно-стимулирующий,
конструктивно-формирующий,  
инициативно-творческий.
          Побудительно-стимулирующий этап направлен на развитие интереса дошкольника к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Решению этой цели способствуют приемы, вызывающие интерес, удивление и эмоциональный отклик у ребенка.
          Конструктивно-формирующий этап направлен на стимулирование познавательной активности дошкольника в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Необходимо создавать проблемные и проблемно-игровые ситуации, развивающие исследовательские умения, такие как принятие проблемы, выдвижение гипотез, совместный поиск способов проверки гипотез путем экспериментирования. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить умению подбирать и использовать приборы и инструменты для проведения опытов.
           Инициативно-творческий этап предполагает продолжение работы по формированию познавательной активности и компетентности, но уже в условиях самостоятельного детского экспериментирования. При этом обеспечивается свобода выбора объекта эксперимента, партнеров, схем, вариативных решений.
 
  Таким образом, вся работа по формированию и развитию познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение  представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях. Очень хочется, чтобы воспитанники соответствовали высказыванию К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По восьмому вопросу слушали старшего воспитателя Онисько Т.Ю..
Она зачитала «Аналитическую справку» по тематическому контролю, посвященному Году экологии в Р.Ф. и Р.Б., от 30.01.2017 года. С целью изучения работы по образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Ознакомление с миром природы». А так же изучение опыта воспитателей, определить эффективность воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ по формированию элементарных экологических представлений, изучение работы по совместной детско-родительской деятельности в проектной экспериментальной деятельности по группам старшего возраста.
Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, участвуя в теоретической консультации, в рамках которой познакомились с организацией исследовательской деятельности детей в младшем возрасте и исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
Посещение открытых занятий;
Беседы с детьми в свободной деятельности;
Анализ развивающей среды
Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.
В ходе проверки установлено следующее. Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями а с удовольствием возвращается к этой деятельности. Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность безусловно понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, некоторые рассказали как возобновляли эксперимент в домашних условиях, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на открытой ООД.
Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведен смотр-конкурс центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделено: место для постоянной выставки, место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов.
В группах на основе анализа реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» и ФГОС ДО были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, однако не во всех указана форма фиксация результата эксперимента. Следовательно, в этой части картотеки нуждаются в доработке. (Аналитическая справка прилагается).
По девятому вопросу слушали заведующего ДОУ Романенкову С.З., она зачитала результаты конкурсов: оформления центров экспериментирования «Центр науки» и методических пособий «Хочу все знать». Победители были награждены почетными грамотами.
Решение педагогического совета № 3
от 30 января 2017 года
1.Воспитателям использовать инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы.
Ответственный: Заведующий Романенкова С.З.
Срок: в течение года.
2.Принять разработанные методические пособия:
- в младшей группе «Слоненок» воспитателями Андреевой Л.А. и Каримовой А.Ф. пособие «Интересные картинки» на классификацию фрукты, овощи, продукты, грибы;
- в старшей группе №1 «Цветочек» воспитателями Косаревой И.И. и Овчинниковой Е.М. пособие «В гостях у сказки» на развитие мелкой моторики рук и логическое мышление;
- в старшей группе №2 «Пчелки» воспитателями Шариповой Н.В. и Чиглинцевой Н.Ю. пособие лэпбук «Елочка» на развитие мелкой моторики рук и логическое мышление;
- в подготовительной группе №1 «Рябинка» воспитателями Гимаевой И.Г. и Шайдуровой Т.П. пособие «Чудо-дерево» на развитие мелкой моторики рук и классификацию предметов;
- в подготовительной группе №2 «Улыбка» воспитателями Паязовой Р.Т. и Кулуевой Р.С. пособие лэпбук «Птицы» на развитие мелкой моторики рук и логическое мышление;
- в логопедической группе «Кораблик» воспитателями Аверьяновой М.П. и Султановой Л.Т. пособие – мнемотаблицы «Времена года» на развитие речи и логическое мышление.
Ответственный: ст. воспитатель Онисько Т.Ю.
Срок: по мере необходимости.
3.Воспитателям старших групп продолжать оформление центров экспериментирования, дополнять новыми пособиями и материалами.
Ответственный: ст. воспитатель Онисько Т.Ю.
Срок: в течение года.
4.Всем педагогам строго выполнять план мероприятий по Году экологии.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение года.
Председатель _______________ Романенкова С.З.
Секретарь _________ Онисько Т.Ю.