КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Разноцветная соль».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленушка» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования
«Разноцветная соль».
Воспитатель
Иванова Татьяна Николаевна
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет
г.Буинск - 2016Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитывающие задачи: Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи:
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа:
Беседа с детьми « Что мы знаем о соли и её свойствах?».
Просмотр презентации на тему: « Где и как добывают соль».
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка « Соль».
Творческая мастерская. « Рисуем с помощью соли»,
Наблюдение  « Как мама использует соль?».
Материалы  и  оборудование:
Увеличительные  стекла  по  количеству  детей;
Соль (крупного и мелкого помола);
Стаканы с  водой  и  чайные  ложки  (по  количеству  детей);
Пищевой краситель разного цвета (по количеству детей);  
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Исенмесез балалар. Я к вам пришла из другого детского сада. Зовут меня Татьяна Николаевна. И я приглашаю вас в лабораторию. Сегодня мы представим себя учеными, будем экспериментировать, делать опыты. А то, что мы будем изучать и исследовать спрятано в моей загадке. Послушайте - тонлагыз «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль). (Ответы детей). 
Воспитатель: Правильно - Дерес, это соль. Я бы хотела узнать, что вы знаете о соли?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какого цвета  соль?
(Ответы детей)
Имеет  ли  соль  запах?
(Ответы детей)
Какое  это  вещество:  жидкое,  твердое или  сыпучее?  
(Ответы  детей).  
Где  и как используют соль?
(Ответы детей).
Как вы думаете, соль полезна или вредна?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, соль полезна так, как содержит минеральное вещество - Йод.
Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, но это попозже, а для начала я предлагаю вам на время стать исследователями  и занять свои места за столом.
( Дети надевают белые халаты и шапочки).
Воспитатель: Какие правила работы в лаборатории вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Перед началом опытов напоминаю  инструкции по безопасности при проведении опытов. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не пробовать на вкус, не трогать руками глаза, если  на коже есть ранки, стараться, чтобы она не попала в них. И так внимание. Тынлагыз.
Проводятся опыты:
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
(Ответы детей)  
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. А теперь давайте мелкую и крупную соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что  вы  видите?  
(Ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод делаем?
(Ответы детей)
Воспитатель: И так, соль состоит из маленьких  кристаллов. Замечательно. Бик эйбет. А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли  соль боится воды, сейчас  мы  докажем.
Дети  проделывают  опыт  № 2: «Соль  растворяется  в воде».
Воспитатель: Взяли прозрачный стакан с водой. Поместили соль в воду. Что с ней произошло?
(Ответы детей)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?
(Ответы детей)
Воспитатель: Взаимодействуя с водой соль растворяется. Молодцы. Матурлар. Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль?
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо давайте проверим.
Дети  проделывают  опыт  № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет красителя)
Воспитатель:   Возьмём пакт, поместим немного соли в пакет. Добавим несколько капель пищевого красителя. Теперь не пачкая руки, мы вот так размешаем нашу соль прямо в пакете. Что с ней произошло?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи красителей. Посмотрите, какой красивый цвет у меня получилось. Пересыпаем полученную цветную соль в миску.
Физминутка
Мы капусту рубим-рубим,(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.(сгибание и разгибание кистей рук)
Воспитатель: Хочу вам предложить пройти в творческую мастерскую для того чтобы с помощью этой волшебной – соли нарисовать рисунок
Устраивайтесь удобно, чтобы научиться рисовать солью обратите внимание на экран.
(Презентация «Пошаговая инструкция рисования солью»)
Воспитатель: Всем понятно?
(Ответы детей)
Воспитатель: Тогда начинаем рисовать. У нас есть ватман с шаблоном рисунка. Берем кисточку и наносим клей на рисунок. Засыпаем, рисунок цветной солью.
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в розетку. Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль?
(Ответы детей: рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным.)
Воспитатель: Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
(Ответы детей: рисование солью).
Воспитатель: Что мы делали сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: соль какая?
(Ответы детей)
Воспитатель: Из чего состоит соль?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какие свойства соли вы узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо ребята. Рехмет балалар. Мне было приятно с вами работать. Но пришла пора с вами прощаться и вернуться к своим воспитанникам в свой детский сад. До свидания. Исен булыгыз.