Подготовка воспитанников детского дома к профессиональному самоопределению посредством реализации программы «Мой выбор».

Подготовка воспитанников детского дома к профессиональному самоопределению посредством реализации программы «Мой выбор».
Земцова Ирина Васильевна,педагог-психолог;
МБУ СО «ЦПД «Навигатор» г.Череповец
Профориентационная работа, которая проводится в школах, рассчитана на детей, воспитывающихся в семьях, в ней мало уделяется внимания индивидуальному, дифференцированному подходу к личности ребёнка-сироты, выбирающего профессию. На сегодняшний день около 50% детей-сирот имеют дефекты умственного и физического развития. Данная категория детей не осознает собственные поступки и действия, не способна ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно принимать решения. Основной проблемой воспитанников и выпускников учреждений детских домов и школ-интернатов является не только разрыв между их представлениями о жизни и реальности, но и их профессиональная подготовка оказывается неконкурентноспособной потребностям рынка труда. Поэтому становится актуальным вопрос о специфике формирования у подростков- сирот профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.
Анализ теории и практики по проблеме профориентации и профопределения свидетельствует о недостаточном количестве программ для детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, которые способствовали бы развитию предпринимательских качеств (понимаемых как способности молодого человека реализовать собственный замысел в исходных условиях), поиску в процессе обучения места будущего учебы или работы, приводит в итоге к неадекватности получаемых выпускником представлений о жизни и необоснованных потребительских желаниях. Поэтому мы посчитали весьма своевременным и актуальным разработку профориентационной программы, рассчитанной на детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих дефекты умственного и физического развития «Мой выбор», за основу, которой взят профориентационный курс для учащихся 9-х классов «Твой выбор»[1] .
Программа «Мой выбор», направленная на оказание помощи воспитанникам в процессе их профессионального становления посредством профессионально- ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду. Разработана и реализуется при сотрудничестве социального педагога и педагога-психолога. Целью нашей программы является нахождение своего образа «я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии, оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, возможностями и потребностями рынка труда и умственными и физическими способностями детей.
Программа ориентирована на детей подросткового возраста воспитывающихся в условиях детского дома и рассчитана на 2 года обучения, 16 занятий. (1-й год обучения - учащихся 6-7 класса, 2 – й год обучения - учащихся 8-9 класса). Занятия с воспитанниками реализуются в два этапа:: 1-й этап – психодиагностический, 2-й этап - социально-психологический.
На психодиагностическом этапе ведущей является деятельность психолога, поскольку только этот специалист компетентен в вопросах диагностики, а также коррекции личностных качеств, без чего невозможно проведение работы по профориентации. Психолог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально- психологических особенностей развития личности воспитанников. В процессе диагностического исследования мы с успехом используем компьютерные профориентационные методики, например методика «Ориентир» разработанная И. Л. Соломиным. Наши дети на сегодняшний день склонны больше доверять компьютеру, нежели взрослым, по отношению к которым, всё-таки идёт доля негативизма,(речь идёт о том, что дети более чем уверены, что именно мы, взрослые, которые рядом, виновны в том, что ребёнок проживает вне семьи, разлучён с родителями, находится в детском доме). А, если выбор воспитанника совпадает с мнением компьютера, то это позволяет спланировать работу педагогов и специалистов в одном русле, нацеливать ребёнка уже на конкретную профессиональную деятельность, на конкретную профессию (учитывая при этом медицинские показатели и спрос на рынке труда).
Результаты диагностического исследования позволяют определить направленность дальнейшей совместной деятельности психолога и социального педагога с воспитанниками. В соответствии с этим социальный педагог и психолог планируют, организуют и осуществляют свою последующую деятельность. Так же в рамках программы «Мой выбор» нами была разработана «Карта профессионального выбора» для отслеживания изменений профессиональных интересов и склонностей воспитанников. Такая карта заводится на каждого ребёнка, начиная с 6 по 9 класс, в нее вносятся результаты диагностических исследований, проводимых с ребенком, профессиональный план, рекомендации специалистов (область деятельности, профессии, пути профессионализма, противопоказанные сферы деятельности), мероприятия социального педагога и педагога-психолога.
На социально-психологическом этапе основными субъектами деятельности выступают социальный педагог и педагог-психолог, которые совместно организуют и непосредственно участвуют в проведении профориентационных мероприятий в соответствии с намеченным планом. Роль психолога на данном этапе сводится к мотивированию детей на посещение занятий, созданию благоприятной психологической атмосферы, организацию рефлексии в ходе занятия, информированию детей о психологических особенностях той или иной профессии, отслеживанию изменений в личностном и профессиональном плане детей и т.д. Социальный педагог ведет работу, по ознакомлению воспитанников с информацией о рынке труда, о востребованных профессиях нашего города и области, о местах получения выбранных детьми профессий. Знакомит с трудовым кодексом РФ (памятка несовершеннолетнему работнику), с документами необходимыми при устройстве на работу и т.д. Совместно специалистами проводится работа, направленная на помощь детям в написании резюме, организации экскурсий на предприятия города и выставки (ярмарки) профессий.
Успешная реализация социально-психологической помощи воспитанникам в процессе профессионального самоопределения обусловлена также посреднической деятельностью социального педагога и психолога с воспитателями.
Предлагаемая программа была разработана в 2006 году, впервые была апробирована в 2007году и с успехом применяется на базе МОУ для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей (законных представителей) Детский дом №8 в течении четырех лет. Критерии оценки эффективности программы взяты из «Модели единой мониторинговой программы реабилитационной службы детских домов г. Череповца» а именно уровни сформированности профессионального определения.
Сравнительные результаты мониторингового исследования, проведённые за 5 лет, позволяют сделать вывод об эффективности нашей программы: (прослеживается возрастание выше среднего и среднего уровня сформированности профессионального определения; присутствует высокий уровень и отсутствует низкий уровень сформированности профессионального определения.) и о нужности и важности профориентационной работы с воспитанниками детского дома.
Литература:
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» Под.ред. Афанасьевой Н.В. «Речь», 2008г.
Ткачёва С.Г. Трудовое воспитание и образование в условиях детского дома. Череповец, 2003г.