ИКТ компетенция как фактор роста мотивации в рамках обучения английскому языку в старшем звене


ИКТ компетенция как фактор роста мотивации в рамках
обучения английскому языку в старшем звене
Выполнил: учитель английского языка
МАОУ СОШ №1 им. А.М. Денисова р.п. Хвойная
Е.И. Никифоренко
Великий Новгород
2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. ИКТ компетенция как фактор роста мотивации в рамках
обучения английскому языку в старшем звене 6
1.1. ИКТ компетенция. Основные положения 6
1.2. Мотивация как фактор эффективности образовательного процесса 8
1.3. Развитие ИКТ компетенции и мотивации. Основные принципы 10
Заключение 16
Использованная литература 18
Введение
Современный этап развития общества не в последнюю очередь характеризуется усиленной адаптацией детей и подростков к современной действительности и интеграцией в нее в рамках всеобщей доступности информации, ее наглядности и легкости усвоения. Стремительность развития общественных институтов и вовлечение в этот процесс детей в качестве активных наблюдателей дают следствие в виде сдвигов в ценностных установках, ориентирах и устремлениях последних. Поясним данное утверждение примером. Подростки на уроках в школе знакомятся не только с окружающей действительностью во всем ее многообразии, но и с новыми для них рамками и установками поведения. Однако, выходя из нее, они попадают в бурный поток информации, во многом, меняющий их. Соответственно, возвращаясь в школу, они оперируют не только установками, заложенными в них там, но и на практике применяют совершенно другие установки, почерпнутые из новой информации, доступной для них. Следствием данного круговорота новых знаний является своего рода рекомбинация интересов и стремлений учащихся, их ориентиров и ценностей, о чем и было сказано выше.
Своеобразным итогом описанного процесса в его преломлении к английскому языку как к школьному предмету становится глобальное изменение в отношении детей к нему на современном этапе. Если раньше успешность преподавания английского языка во многом определялась мастерством преподавателя и умением последнего заинтересовать детей в получении новых знаний, то в настоящее время он сталкивается с проблемой прагматичного подхода подростков к школьному предмету. Соответственно, необходимым является не просто заинтересовать их в изучении английского языка, но и показать его практическую пользу для дальнейшей жизни.
Данная цель может показаться легко достижимой, и таковой является на
коротком временном отрезке. Однако практика показывает, что сложность состоит именно в том, чтобы постоянно поддерживать в разуме школьников идею полезности английского языка на всем протяжении обучения ему; поскольку в этом случае педагогическое мастерство преподавателя сталкивается с описанным выше процессом восприятия подростками новой информации вне школы.
Данная проблема не теряет своей актуальности, поскольку эволюционируют имеющиеся и стремительно развиваются все новые источники информации, само их наполнение (контент) также дифференцируется, усложняется и расширяется. С течением времени, таким образом, становится все сложнее поддерживать высокую мотивацию учащихся старшего звена. Потому необходимым видится выработка принципов и методологических основ интеграции в данную проблему, поиск соответствующих путей ее решения.
В настоящем исследовании автор попытался подойти к проблеме с точки зрения анализа ее источника, т.е. источника новой информации для подростков. Исходя из позиции о том, что только взаимодействие с данным источником со стороны преподавателя и обучению таковому взаимодействию школьников способно поддерживать высокую мотивацию последних к обучению, он выдвигает следующую гипотезу: «Если современные источники информации настолько притягательны для подростков, то их осознанное внедрение в учебный процесс будет способствовать поддержанию мотивации учащихся; обратно, осознанное исключение из образовательного процесса источников информации, коими широко пользуются учащиеся вне школы, приведет к тому, что эффективность преподавания значительно снизится».
Таким образом, основные положения данного исследования в конечном итоге лежат в плоскости информационно-коммуникационных технологий, а цель его — обосновать и доказать представленную гипотезу, то есть изыскать
правомочность положения о том, что развитие ИКТ компетенции учащихся в рамках обучения английскому языку способно положительно отразиться на их мотивации и, как следствие, способствовать росту эффективности образовательного процесса. Исходя из данной цели необходимым видится решение следующих задач исследования:
Рассмотреть и проанализировать понятия: ИКТ, ИКТ-компетенцию и мотивацию, - с точки зрения повышения эффективности преподавания английского языка в старшем звене школы.
На основе данного анализа связать причинно-следственной связью информационно-коммуникационные технологии и мотивацию при обучении английскому языку.
Выявить и систематизировать основные принципы построения педагогической модели, способствующей развитию ИКТ-компетенции и повышению мотивации учащихся при обучении английскому языку.
Итак, цель работы сформулирована, задачи поставлены. Первая часть настоящего исследования посвящена анализу информационно-коммуникационных технологий
Глава 1. ИКТ компетенция как фактор роста мотивации в рамках
обучения английскому языку в старшем звене
1.1. ИКТ компетенция. Основные положения
В первой части данной работы необходимым видится рассмотрение своего рода терминологического облака, окружающего исследование, в интересах его систематизации для дальнейшего использования. Итак, первым понятием, с которым мы столкнулись, является ИКТ, т. е. информационно-коммуникативные технологии.
Следует отметить, что в отношении данного термина нет единого мнения. Ряд американских исследователей, в частности, Джеймс Мюррей, считают, что ИКТ «первоначально было своего рода синонимом аббревиатуре ИТ (информационные технологии). Но теперь данное определение расширено путем включения в него термина «унифицированные коммуникации» и многого другого». В свою очередь, другой ученый, Мартин Карной в своей статье «ИКТ в образовании: возможности и вызовы» рассматривает ИКТ непосредственно как компьютерные технологии на службе человечества, во всем многообразии их использования.
Отечественные исследователи, в основном, подразделяют ИКТ на, собственно, информационные технологии (т. е. комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации) и коммуникационные технологии (т. е. технологии, определяющие методы, способы и средства взаимодействия человека с
внешней средой), определяя, таким образом ИКТ как широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
Следует согласиться как с зарубежными, так и с отечественными коллегами-исследователями и определить информационно-коммуникационные технологии как все те технологии, которые так или иначе касаются информации с момента ее создания до момента ее усвоения и охватывают весь широчайший спектр средств для осуществления работы с ней. Использование данного, быть может, чересчур расплывчатого понятия, в настоящей работе видится целесообразным, поскольку именно оно позволяет вобрать в поле анализа максимум видов, форм и средств создания, хранения и распространения информации, таким образом ликвидируя саму возможность появления ограничений в ходе исследования.
На основе данного понятия возможным представляется сформулировать следующий важный для настоящей работы термин — ИКТ компетенцию. ИКТ компетенция, на наш взгляд, являет собой совокупность ключевых умений и навыков, позволяющих надлежащим образом использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности. Данная совокупность в конечном итоге влияет на компетентность человека в области ИКТ. Следует отметить, что приведенное здесь определение, в целом, совпадает с таковым, зафиксированным в федеральном государственном образовательном стандарте, что подтверждает его правомерность.
Итак, в общих чертах, мы выяснили, что представляют из себя ИК-технологии, что есть ИКТ компетенция и в чем ее отличие от ИКТ компетентности. Теперь возможным представляется перейти к рассмотрению
мотивации как фактора успешности образовательного процесса
1.2. Мотивация как фактор эффективности образовательного процесса
Мотивация есть своего рода побуждение к деятельности, которое определяет ее направление и вызывает активность при совершении тех или иных действий. Другими словами, мотивация являет собой некую совокупность стимулов, которая заставляет человека почувствовать желание совершить какое-либо действие. Данная совокупность не только является своего рода импульсом, толкающим человека на определенный поступок, но и представляется своего рода «топливом», питающим интерес человека к деятельности на всем ее протяжении. Таким образом, возможно выделить 2 уровня мотивации: экстренный, непосредственно призывающий к делу; и продолжительный, заставляющий не отвлекаться от деятельности и сохранять устойчивый к ней интерес.
Характеризуя психологические аспекты мотивации, следует отметить, что она представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей и идеалов. Она — стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность: во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, особенностями самого педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и, в-пятых, спецификой учебного
предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования,ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Очевидно, что мотивация является одним из важнейших факторов, определяющих успешность образовательного процесса, степень усвоения материала школьниками. Особо следует отметить, что в старшем звене, являющимся полем исследования в данной работе, рост мотивации становится наиболее важной проблемой, стоящей перед преподавателем. В этой возрастной категории подростки вполне способны не только ставить перед собой определенную цель и двигаться навстречу ее достижению, но и отметать все, на их взгляд, лишнее на этом пути. Это усугубляется бурным потоком информации, обрушивающимся на них вне школы (о чем уже было сказано), и в итоге проблема мотивации перерастает в проблему сохранения успеваемости ввиду сознательного нежелания школьников усваивать материал (как ненужный).
Поэтому очевидным и важным является сохранение устойчивого интереса учеников к получению новых знаний в области английского языка в старшей школе как наиболее значимого фактора успешного образовательного процесса. На этом возможным видится переход к рассмотрению взаимосвязи ИКТ-компетенции и мотивации при обучении английскому языку
1.3. Развитие ИКТ компетенции и мотивации. Основные принципы
Информационно-коммуникационные технологии являются не только объективно важной частью современной действительности, ее цифровой составляющей, если можно так выразиться; но и притягательным для подрастающего поколения объектом, способным реализовать самые различные их потребности самым красочным образом. Практика показывает, что на современном этапе процент вовлеченных в использование ИКТ в повседневной жизни школьников растет прямо пропорционально их возрасту. Так, опрос среди учеников 11 класса МАОУ СОШ №1 р.п. Хвойная показал, что 100% из них являются частью той или иной социальной сети, более 75%
имеют свой блог на различных соответствующих ресурсах, большая часть пользуется теми или иными средствами общения в сети интернет, а также использует сеть для поиска любой необходимой им информации.
Этот пример иллюстрирует тот факт, что для учеников старшего звена ИКТ не являются чем-то неведомым и непонятным. Более того, ИКТ являются для них повседневным и привычным инструментом, с помощью которого они решают стоящие перед ними задачи самой различной сложности (от звонка другу до поиска информации о текущем конкурсе при поступлении на интересующий их факультет того или иного высшего учебного заведения). Интересным является также то, что при всей своей обыденности, данный инструмент не теряет в глазах школьников свою значимость и притягательность. На наш взгляд, это происходит потому, что контент ИКТ, т. е. их наполнение и содержательность постоянно обновляются и расширяются, привнося, таким образом, постоянную нотку новизны в жизнь школьников. Однако так или иначе, мы видим высокую мотивацию при использовании ими ИКТ, соответственно, закономерным является вопрос, способно ли использование данных технологий на уроках английского языка повысить учебную мотивацию учащихся?
Поскольку на данный вопрос вполне возможно дать два диаметрально противоположных кратких ответа, следует внести необходимые пояснения. Во-первых, на данном этапе развития образования использование ИКТ не является ни для учеников, ни для учителей чем-то из ряда вон выходящим, т. е., другими словами, не всякий инструмент в их составе, возымеет эффект на росте учебной мотивации. Во-вторых, современные реалии дают ученикам вполне объяснимую уверенность в том, что они являются более компетентными в вопросе использования ИКТ, чем сами преподаватели, а потому часть из них будет изначально скептически относиться к требованию
последних использовать при подготовке к уроку те или иные инструменты в рамках ИКТ.
Таким образом, необходима выработка критериев, детерминирующих выбор ИКТ-инструментария при проведении урока учителем или подготовки домашнего задания учеником.
Первым и наиболее важным таким критерием видится подчеркнутая оригинальность и необычность средства в составе ИКТ, предлагаемого ученикам. Рассмотрим следующий пример.
В рамках проектной деятельности как составляющей образовательного процесса в старшем школьном звене уже традиционным является использование приложения MS PowerPoint в целях оформления презентаций. А потому ученики, за годы обучения адаптировавшиеся к «правилам игры» в школе, получая задание подготовиться к защите проектов, воспринимают как данность использование именно этого приложения. Как следствие, они не ощущают дополнительную заинтересованность в выборе иного ИКТ-средства для реализации своих творческих способностей, поскольку, на их взгляд, во-первых, легче и проще идти проторенной дорогой, нежели самостоятельно тратить время на поиск чего-то нового; а во-вторых, нет гарантий, что учитель по достоинству оценит их «труды». В результате мы не наблюдаем рост учебной мотивации и, соответственно, результаты данного вида деятельности,зачастую, предсказуемы, несмотря на то, что сам по себе указанный инструмент обладает всеми необходимыми свойствами и отвечает всем необходимым требованиям для оформления высококачественных проектов.
Несколько иная картина наблюдается в случае, когда на суд учащихся предлагается инструмент, функционально не отличающийся от указанного приложения MS PowerPoint, но при этом, если можно так выразиться,
завернутый в более яркую упаковку. Таким, например, является интернет-портал Sliderocket.com, специализирующийся на создании и размещении в сети онлайн-презентаций и сочетающий в себе все положительные качества редактора презентаций с наглядностью интерфейса и красочностью заготовок слайдов, привлекающих учеников. Практика показывает, что использование подобного ресурса не перегружает учеников и одновременно является для них своего рода удовольствием, подобным тому, какое они получают от новой компьютерной игры. Как следствие, их учебная мотивация растет, и вместе с ней растет и эффективность образовательного процесса.
Вторым важным критерием, обуславливающим выбор того или иного средства ИКТ, на наш взгляд, является его интерактивность. Развитие путей обмена информацией в рамках сети интернет возымело следствием тот факт, что для подростков является естественным делиться со своими друзьями любой информацией, оказавшей на них какое-либо влияние (начиная от цитаты какого-либо мыслителя и заканчивая видеоклипом, транслировавшимся в сети). Именно такой обмен информацией является фундаментальной основой всех популярных в среде подростков социальных сетей. Поэтому при подготовке, скажем, группового проекта (например, стенгазеты) любое препятствие, возникающее при обмене добытой информацией между представителями одной группы, способно на коротком временном отрезке негативно сказаться на результатах проекта. На продолжительном же временном отрезке такое препятствие может отрицательно повлиять на мотивацию учащихся в дальнейшем работать либо в той же группе (в случае, если обмен информацией затруднен объективными условиями — расстоянием между участниками, отсутствием средств связи и пр.), либо над подобным заданием. Таким образом, для того, чтобы сохранить учебную мотивацию на высоком уровне, следует использовать такое средство ИКТ, которое позволяло бы производить обмен информацией «на лету» при
одновременном групповом доступе к ней. Примером такого средства может быть портал wikiwall.ru, позволяющий учащимся создавать стенгазету в режиме онлайн и являющийся бесплатным.
Третьим, но не менее важным критерием выбора средства ИКТ видится его доступность для ученика. Не следует предлагать инструменты ИКТ, использование которых будет сопряжено со слишком большим умственным трудом, направленным на его изучение; ведь основная цель его использования лежит в обучении английскому языку, тогда как формирование ИКТ-компетенции является пусть и важной, но все же дополнительной опцией. Так, например, не следует при подготовке к оформлению, скажем, коллажа по теме: «70 лет Великой Победе» настаивать на использовании приложения Adobe Photoshop, поскольку данный инструмент является слишком сложным и требует долгого изучения за пределами курса английского языка.
Четвертый критерий — критерий целесообразности и полезности. Ученики должны видеть, что цель работы оправдывает средства и возможные трудности, сопряженные с использованием того или иного средства ИКТ. Также желательно показать им полезность богатого инструментария ИКТ для их учебной деятельности, дабы повысить мотивацию более подробно изучить его в целях дальнейшего плодотворного использования. Другими словами, только заинтересовывая учеников в использовании ИКТ-средств, мы можем быть уверены в сохранении и росте их учебной мотивации.
Таким образом, средство в рамках ИКТ, верно представленное на уроке, обладающее одновременно высокой функциональностью, яркостью и доступностью, позволяющее вести интерактивный обмен информацией или не препятствующее ему, вполне способно положительно сказаться на росте учебной мотивации, в свою очередь, являющейся важным фактором успешности образовательного процесса. В таблице №1 представлены примеры удачных ИКТ-инструментов, в то время как обобщающие выводы
по настоящему исследованию приведены в заключительной части работы
Название инструмента Краткое описание Область применения Преимущества Недостатки
Sliderocket.com Онлайн-редактор презентаций Проектная деятельность (учеников), различные презентации (учителя) 1. Яркость, красочность
2. Интуитивно понятный интерфейс
3. Интерактивность
4. Возможность автономной работы
5. Возможность работы с мобильными устройствами
1. Размещение в сети Интернет и связанные с этим проблемы доступности
2. Отсутствие русской версии интерфейса
Wikiwall.ru Онлайн-редактор стенгазет Проектная деятельность 1. Яркость, красочность
2. Интуитивно понятный интерфейс
3. Интерактивность
4. Возможность групповой работы над проектом 1. Размещение в сети Интернет и связанные с этим проблемы доступности
2. Посредственная работоспособность в некоторых браузерах
Lingvo-online.ru Онлайн словарь Самостоятельная подготовка учащихся, обучение правилам чтения, произношению, отличию Am.English от Br.English1. Интуитивно понятный интерфейс, позволяющий быстро найти требуемое слово
2. Наличие банка аудиозаписей произношения слов и его доступность
3. Интерактивность
4. Огромное число словарных статей 1. Размещение в сети Интернет и связанные с этим проблемы доступности
2. Наличие ограничений, накладываемых на бесплатную версию
Englishcentral.com Портал обучающих интерактивных видео-ресурсов Самостоятельная подготовка учащихся, обучение правилам произношения, отличию Am.English от Br.English. 1. Яркость, красочность
2. Интерактивность
3. Интуитивно понятный интерфейс.
4. Наличие развернутого инструментария для системной подготовки (встроенные словари, интерактивные игры, викторины, тренажеры произношения)
5. Огромный спектр охваченных тем 1. Размещение в сети Интернет и связанные с этим проблемы доступности
2. Отсутствие русской версии интерфейса
3. Наличие ограничений, накладываемых на бесплатную версию
Табл. 1. Удачные ИКТ-инструменты
Заключение
Проведенное в настоящей выпускной работе исследование позволяет сделать ряд выводов касательно информационно-коммуникационных технологий, их использования на уроках английского языка в старшем школьном звене и их взаимосвязи с учебной мотивацией. Перед их представлением напомним, что исследование основывалось на гипотезе о наличии взаимосвязи между мотивацией учеников и ИКТ («источниками информации»), детерминирующими рост или снижение последней в зависимости от наличия или отсутствия внедрения таковых технологий в учебный процесс.
Итак, во-первых, в работе было подробно рассмотрено само понятие «информационно-коммуникационные технологии» и приведены основные положения, наличествующие в современной науке по данному вопросу. Также были введены термины ИКТ-компентность и ИКТ-компетенция, показана их взаимосвязь и взаимозависимость. Следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии в настоящее время занимают видное место в жизни учащихся рассматриваемой возрастной группы и не теряют своей актуальности несмотря на свою привычность.
Во-вторых, было подробно проанализировано явление мотивации как психологического феномена, образующего стержень личности и притягивающего к нему различные устойчивые ее качества. Было также рассмотрено понятие учебной мотивации как составляющей мотивации человека, в процессе чего были выведены 5 уровней учебной мотивации и соответствующие им характеристики учащихся наряду с сопряженными с ними проблемами.
В-третьих, в рамках процесса анализа влияния ИКТ на повседневную жизнь школьников было доказано наличие определенной взаимосвязи между использованием ИКТ на уроках и изменением мотивации учащихся. Как
следствие, фундаментальная гипотеза исследования была доработана путем включения тезиса о возможности путем использования ИКТ отрицательно влиять на учебную мотивацию. В данном ключе были разработаны и представлены критерии эффективного использования ИКТ на уроках английского языка, способствующие росту учебной мотивации, а также были приведены примеры удачных, на взгляд автора, ИКТ-инструментов, использование которых в рамках освещенных видов учебной деятельности благотворно сказывается на эффективности учебного процесса.
В заключение, следует отметить, что цель работы путем решения поставленных во вводной ее части задач была положительно достигнута; а потому на данном этапе его возможно считать законченным. В то же время проблема, рассмотренная в нем, по-прежнему не теряет актуальности, поскольку развивающиеся информационно-коммуникационные технологии привносят в поле анализа все более интересные и неоднозначные инструменты, которые возможно успешно применять на уроках английского языка и, в дальнейшем, теоретически исследовать на предмет их эффективности
Использованная литература
1. Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000
4. Непечатные источники:
Carnoy M. ICT in Education: Possibilities and Challenges. - http://www.uoc.edu/inaugural04/eng/carnoy1004.pdf
Murray J. Cloud network architecture and ICT. - http://itknowledgeexchange.techtarget.com/modern-network-architecture/cloud-network-architecture-and-ict/
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/