Конспект итогового занятия:«Культурно – гигиенические навыки у детей»























Тема:


«Культурно –
гигиенические навыки
у детей»


Педагог: Королева О.Г.














Цель: формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни
Задачи:
пропагандировать здоровый образ жизни;
формировать у учащихся активную позицию по данной проблеме;
закреплять знания правил личной гигиены;
развивать общую культуру личности учащихся, расширять кругозор;


Ход занятия

1.Организационный момент

-Доброе утро, ребята. Обратите внимание на оформление нашего кабинета и попробуйте догадаться о чём сегодня будет идти разговор.

(ответы-предположения детей)

-Вы правы, сегодня мы будем говорить с вами о гигиене . Как вы понимаете слово « гигиена»? (ответы детей)
Если объединить все ваши ответы, то получается, что
гигиена-это мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
(вывесить определение на доске)
- Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым энергичным, чтобы выполнять любую работу. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье.
-А как вы понимаете значение этого слова? Что значит: «Быть здоровым?»
( быть чистым и аккуратным, вести здоровый образ жизни, вовремя обращаться к врачу, заниматься спортом)
-Молодцы! Как много вы знаете о том, что значит для человека здоровье.

«Цветок здоровья»

1.Знакомство с первым лепестком «Цветка Здоровья».. «Чистотой».

-Ребята, я обозначила наше здоровье символически в виде цветка, где каждый лепесток обозначает одну из составляющих здоровья. Сегодня наш цветок раскроет несколько своих лепестков.
Педагог подходит к «Цветку»,пытается открыть один лепесток. В это время к доске выбегают «микробы»
(2 ребёнка, одетых в костюмы «микробов»). Они поют ( на мелодию песни «Чунга- Чанга»).

Мы -микробы весело живём,
Мы -микробы песенку поём.
Мы -микробы очень любим грязь,
Мы- микробы , мы не любим вас.

Педагог: Микробы ! Сейчас же уходите отсюда!
Микробы: И не подумаем! Нам здесь очень нравится!
Педагог:Как же нам от них избавиться?

Давайте я буду загадывать загадки , а вы постарайтесь их отгадать .После того, как загадка отгадана, покажите предмет, о котором шла речь.



Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне-
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С пастой мятной дружит,
Нам усердно служит.( Зубная щётка)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.( Расчёска)

Так кто мне скажет ,чего боятся эти ужасные микробы?( Чистоты)

Во время разгадывания загадок «микробы» прячутся друг за друга, кричат: «Нет !Не хотим! Уберите щётку!» и убегают.

Педагог:
Молодцы! Мы смогли прогнать злых микробов . Попробуйте догадаться, что написано на этом лепестке ?Что так важно для нашего здоровья?( Чистота).

Педагог: Недаром народная пословица гласит:
«Чистота-основа здоровья ,здоровье-основа богатства» .
Тот, кто любит умываться, дружит с мылом, зубной щёткой у того щёчки какие?( Румяные),

2.Знакомство со вторым лепестком «Цветка Здоровья»-« Витамины».

Педагог: Теперь мы посмотрим, что скрывается за вторым лепестком. Ой, а к нам опять гости . Да какие странные.
Входит «Обжора» с поварёнком.
Обжора: Записывай .На сегодня тортов разных - 350 килограммов,печенья-400 килограммов, варенья - 300 килограммов.
Поварёнок: А как же суп?
Обжора: Какой такой суп-муп ? Пиши: суп отменить, заменить пастилой в шоколаде - 200 килограммов.
Поварёнок: А фрукты?
Обжора: Какие такие фрукты -мрукты ? Пиши: фрукты заменить конфетами!
Педагог: Погодите, погодите ! Да разве можно так питаться?
Обжора: Можно, можно. Даже нужно! А вы почему такие худые? В моём королевстве все должны быть толстыми, как я .Сейчас я вас всех превращу в толстяков. Ой-ой-ой! (хватается за живот),Что это со мной?!
Педагог: Всё понятно, сладостей переел. А ведь поварёнок правильно говорил тебе : ешь суп, второе ,фрукты.
Обжора : Не люблю я эти фрукты
Педагог: А зря. Фрукты и овощи очень полезны. Чем они полезны? ( Ответы детей).
Педагог:( обобщая ответы) В овощах и фруктах много полезных витаминов. И ребята скажут тебе, что нужно для того, чтобы быть здоровым?
( Витамины)

Педагог: Мы с ребятами даём тебе, Обжора, совет – ешь лучше витамины и обязательно похудей, иначе ты не сможешь играть в разные интересные игры.

Обжора: Как же я смогу похудеть?
Педагог: Как? Делай зарядку!

Обжора: Какую такую зарядку?

Педагог: А мы тебе сейчас покажем несколько упражнений из утренней зарядки.

Под танцевальную музыку дети делают упражнения.

Оздоровительная минутка» Деревце» ( для осанки)

Стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу.
Организм как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
Выполняется 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.

Обжора пытается повторить несколько движений. После того, как физминутка закончилась:

Обжора : Хорошо, я попробую похудеть. Только это очень уж тяжело. Вместе с поварёнком уходит ).

Открывается ещё один из лепестков на «Цветке Здоровья».
« Зарядка»

Педагог: Что же так необходимо, чтобы быть здоровым? ( Зарядка)
Педагог: Вот наш « Цветок Здоровья» и начал распускать свои лепестки. Сегодня он раскрыл для нас только три своих лепестка. Давайте хором прочитаем, что же необходимо для того, чтобы стать Неболейкой.
Дети хором читают: чистота, витамины , зарядка.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам собрать руки вот так ( полукругом), представить себе фонтан Здоровья. Представили?

Какими цветами радуги он у вас засиял?
Кому бы вы хотели подарить фонтан любви и доброты – может, близким людям? Может, вашим друзьям? А теперь мы этот фонтан «подарим»: потихоньку дунем на него.

А теперь все вместе скажем:
Я хочу быть здоровым!
Я могу быть здоровым!
Я буду здоровым!

А для того, чтобы быть здоровым, что ещё надо?
Надо соблюдать правила личной гигиены
Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда.
В доме, во дворе, в подъезде, на улице
Но давайте мы с вами поговорим о гигиене тела человека

ГИГИЕНА

ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Кожа

Полость рта

Глаза

Волосы

Давайте вспомним о том, что способствует заболеванию кожи. Кто из вас может сказать что такое « кожа « - ответы детей. А для того, чтобы проверить, знаете ли вы правила ухода за кожей, вы возьмите чистые листы бумаги, положите одну из ладошек на листок и обведите руку на бумагу. Затем на каждом нарисованном пальчике напишите правила ухода за кожей рук, т.е. вы должны вспомнить не меньше 5 правил. Приступайте к выполнению задания.

Примерные правила:

*мыть руки по мере загрязнения – перед едой, после туалета, после прогулки;

*следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами;

*беречь кожу от порезов и ран – осторожно обращаться с режущимися и колющимися предметами;

*беречь кожу от ожогов и обморожения – ходить в варежках или перчатках, соблюдать технику безопасности во время пользования газом.

*Пользоваться питательным кремом – если появятся трещины, сыпь , прыщики и др., но обязательно только после того, как побеседуешь с мамой, посоветуешься с врачом – косметологом.

( на ладошке можно нарисовать улыбающуюся мордочку )

Дидактическое упражнение: « Выбери те вещи, которые помогают ухаживать за кожей
( мыло, шампунь, мочалка, полотенце, мазь, лейкопластырь, бинт, ягоды ( для масок лица )
и т.д.
Это интересно? : А вы знаете?

« Кончики пальцев – есть второй головной мозг». В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнаёт, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами .
Физиологи в исследовательских работах установили: поведение человека становится правильным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом выполняется точь в точь пальцами. Руки для немых служат средством общения вместо языка, а для слепых – средством восприятия вместо глаз . Великий немецкий философ И. Кант писал: « Рука является вышедшим наружу головным мозгом «.

Отгадайте загадку

Тридцать два весёлых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки. ( зубы )

- Мы с вами уже говорили о гигиене полости рта, о гигиене зубов. Давайте вспомним, что такое « кариес «, кто такой врач – стоматолог, для чего нужно полоскать рот после каждого приёма пищи? Что нельзя брать в рот, чтобы не повредить зубы? Почему надо ухаживать за зубами?
( Зубы покрыты эмалью. Она очень твёрдая. Как ни тверды наши зубы, они также боятся зловредных микробов. После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую ты ешь, в воде, которую ты пьёшь, и даже в воздухе, которым ты дышишь, всегда полно опасных микробов. Вместе с остатками пищи микробы разрушают зубы. В зубах тогда появляются дырки – кариес.
Кроме того, гнилые зубы вредят другим органам – желудку, почкам, сердцу и даже глазам. Нельзя грызть зубами орехи, есть одновременно и холодное и горячее, много есть сладкого.)
Информация
Примерно до 6 лет ребёнок живёт с молочными зубами. Их 20. Затем молочные зубы постепенно выпадают. На тех же местах из десен прорезываются новые постоянные. Их 32: 16 – в верхней челюсти и столько же в нижней.

Примерные правила

*нельзя ковырять в зубах иголкой, булавкой и другими металлическими предметами;

*грызть орехи зубами, откусывать нитки;

*держать в зубах гвозди.

Какие приёмы чистки зубов?

Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз.

Нижние – снизу вверх.

Чистить не только с наружной, но и с внутренней стороны под наклоном.

Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями.
Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не меньше 3 мин.

Пользуйся только своей щёткой. Следи, чтобы она была всегда чистой. Выбирай пасту с фтором.

Для того, чтобы вспомнить правила гигиены глаз возьмите чистые листы бумаги, в центре нарисуйте модель глаза, а вокруг предметы, которые при неосторожном пользовании могут причинить боль глазу. ( Ребята выполняют задания ) После этого вспомнить.

Полезные советы:

*Береги глаза, когда стираешь бельё или выводишь пятна
*Не три глаза грязным носовым платком ,варежкой, концом шарфа.
*Не читай лёжа на диване или кровати.
*Нельзя читать в движущем транспорте ( в вагоне, в автобусе и т.д. )
*Читай сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны
*Не носи чужие очки
*Смотри телевизор, сидя и не больше 40 минут подряд
*Делай гимнастику для глаз
*Лампу ставь слева
*Сиди за столом прямо.
*Будь осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами ( ножницы, иголкой, булавкой, спицами и др. )

Отгадайте загадку

Ношу их много лет, а счёту им не знаю. ( Волосы )

- Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье волос?
Посмотрите у кого из наших девочек самые длинные волосы.
Расскажи, пожалуйста, Наташа, как ты ухаживаешь за своими волосами.

Игра « Разрешается – запрещается «

Педагог называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, выполняют имитирующие движения, если же запрещается, то не выполняют, например:

Разрешается
Запрещается

Чистить зубы

Мыть волосы

Пользоваться носовым платком

Принимать душ

Мыть руки
Грызть ногти

Лёжа читать

Ковырять в носу

Жевать в общественном транспорте


В конце занятия каждый ребёнок получает в подарок небольшие сувениры – предметы личной гигиены

Релаксационная пауза.

Представьте себе, что у вас в руках находится « Чудесный цветок добра» Протяните две руки вперёд так, как будто бы вы держите его в руках. Ваши руки ощущают удивительную теплоту. Он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть этот цветок, какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что он похож?
Может быть , он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая – то приятная музыка? И вам хочется её послушать
Мысленно поместите всё добро этого « Цветка « в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет ей радость. Возьмите друг друга за руки. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. Поделитесь друг с другом добрыми чувствами.


Итог