Перспективный план программы дополнительного образования ««Золотые ручки»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
кружка по рисованию
«Золотые ручки»
Руководитель:
Усольцева Л. В.

Барабинск 2013
Пояснительная записка
1.1Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
1.2 Программа дополнительного образования «Золотые ручки» направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Занятия развивают не только художественные способности, умения и навыки, но и нестандартность мышления, творческое отношение к окружающему миру. Способствуют снятию психического и эмоционального напряжения, развитию уверенности в себе.
2.1 Программа составлена для детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме кружковой работы во вторую половину дня 16.30ч. Прохождение программы предусматривает индивидуальные формы работы с детьми небольшой группы. Эти занятия позволяют всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.
Цели:
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Восковые мелки.
5. Трубочки для коктейля.
6. Ванночки с поролоном.
7. Баночки для воды.
8. Кисти круглые и плоские разного размера.
9. Салфетки.
10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
11. Клей ПВА.
12. Аптечный парафин или восковые свечи.
13. Зубные щётки.
Возраст: 5-6 лет.
Режим проведения:
2 раза в месяц. Занятость детей 25 мин.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, выставка рисунков детей.
Литература:
1.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Цветной мир, 2013.
Перспективный план кружка на год по изобразительной деятельности в старшей группе
Старшая группа -2 занятия в месяц.
Название нетрадиционной техники рисования Темы Программное содержание Материалы
«Рисование пальчиками»
октябрь «Ветка рябины» Познакомить с техникой рисования пальчиками.
Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Воспитывать любовь к природе - мисочки с гуашью
- кисть
- салфетки
- ветка рябины с ягодами
- фотографии
«Тычок жесткой сухой кистью» октябрь «Одуванчики» Продолжать учить рисовать знакомые предметы в технике «тычок жесткой кистью»
Совершенствовать умение работать с наброском.
Воспитывать эстетическое чувство
- гуашь
- фото
- жесткая кисть
- простой карандаш
«Печать листьев»
ноябрь «Осень на опушке краски разводила»
Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы. - листья разных пород деревьев (4-5 видов)
- 2альбомных листа
- набор гуашевых красок
- кисть
- стаканчик с водой – салфетка
- репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»
- корзинка для сбора листьев
- трафареты листьев из цветного картона для игры.
«Раздельный мазок»
Ход работы:
Нанести мелкие мазки-точки одного цвета, оставляя между ними промежутки
Нанести мазки другого цвета
Использовать
любое количество цветов
ноябрь «Осенний парк» Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок.
Развивать цветовосприятие.
Развивать технические приемы изображения деревьев и кустов. Воспитывать эстетические чувства.
- эскизы, отображающие поэтапность работы
- кисть
- акварель
- салфетка
«Черно-белый граттаж»
декабрь «Мой воспитатель» Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. - черный маркер
- сангина
- приготовленный черно-белый граттаж
- полочка для процарапывания
- репродукция портретов
«Пластилинография»
декабрь «Новогодняя елочка» Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию.
Расширять знания детей об истории новогоднего праздника.
Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации) - плотный картон с силуэтами елки
- набор пластилина
-бисер и блестки для украшения
-стека
-салфетка для рук.
«Оттиск смятой бумагой»
январь «Снеговик» Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой».
Учить передавать особенности героев рисунка.
Воспитывать восторженное отношение к русской зиме.
- гуашь
- тонированные голубые листы бумаги
- маленькие листы для оттиска
- снеговики из снега
«Набрызги»
январь «Зимние напевы» Продолжать учить рисовать в технике «набрызг».
Воспитывать интерес к
зимним явлениям природы. - репродукции с зимними пейзажами
- альбомные листы с готовым фоном
- гуашевые краски
- зубные щетки.
«Кляксография обычная»
февраль «Подводный мир» Познакомить с новой изобразительной техникой – кляксографией
Развивать воображение и фантазию
- жидкая гуашь
- пластмассовая ложечка
- два листа белой бумаги
- фломастеры
«Фотокопия – рисование свечой»
Выполнить рисунок при помощи свечи, готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской.
февраль
«Морозный узор»
Познакомить с новой изобразительной техникой – фотокопия – рисование свечой.
Развивать воображение и фантазию. - альбомный лист
- кусочек свечки или мыла
- акварельные краски
-кисть с широким ворсом
-стаканчик с водой.
«Кляксография выдуванием из трубочки»
март «Весеннее дерево»
Совершенствовать умение выполнять рисунок в технике «выдувания».
Развивать фантазию.
Воспитывать эстетические чувства. - трубочки
- акварель
- кисть
- эскизы и рисунки деталей
«Монотипия предметная»
март «Чудесный букет» Учить изображать букет в технике «монотипия».
Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах.
Воспитывать эстетические чувства. - гуашь
- кисть
- иллюстрации и эскизы
«Набрызг»
Ход работы:
Обмокнуть щетку в краску
Наклонить щетку над бумагой и проводить по верху расческой
Можно использовать шаблоны и трафареты, положив их на лист бумаги перед набрызгом.
апрель «Космос» Совершенствовать технику набрызга и умение изготовлять шаблоны и трафареты.
Развивать воображение.
Воспитывать терпеливость. - зубная щетка
- расческа
- акварель
- карандаш
- ножницы
- фото из космоса
- эскизы
«Рисование мыльной пеной»
апрель «Рыбы» Познакомить детей с техникой «рисования мыльной пеной».
Учить составлять цветочную композицию, подбирать цветовую гамму.
Развивать творческое воображение детей, творческую инициативу. - акварельные
краски
- шампунь
- трубочка для коктейля
- бумага
- кисть.
«Восковые мелки + акварель»
Ход работы:
Сделать рисунок восковыми мелками без фона
Нанести любым одним или несколькими цветами фон.
май «Бабочка» Познакомить детей с новым способом получения рисунка.
Воспитывать стремление доставлять радость окружающим - восковые мелки
- акварель
- кисть
Итоговая выставка рисунков за год.
май Продолжать учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившейся и непонравившейся работы Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка)