Культурологический подход в обучении истории и обществознания


Мое жизненное и педагогическое кредо сливается воедино, которое можно представить словами известного поэта Б.Пастернака:
Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте…(Б.Л. Пастернак)
С того самого момента, когда я начала работать в школе, у меня появилась новая записная книжка «Мои педагогические находки». Я как молодой специалист, поработав в образовании в течении полутора лет, пришла к выводу, что нужно осваивать новые подходы и технологии обучения и воспитания.
Среди многочисленных инноваций я для себя открыла культурологический подход, потому что именно культурологический подход в истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.
Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающимся нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, обществознания, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности. В данном случае, история будет считаться интегратором (системообразующим предметом), МХК и обществознание выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению, углублению и уточнению материала. Центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека.
Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:
Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;
Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;
Воспитание уважения к культурному наследию человечества.
Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников. А это, я считаю, наивысшая цель воспитания.
Для примера, я бы хотела представить одно из заданий культурологического подхода на уроке истории.
В программе 11 класса есть тема «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны». Чтобы учащиеся в полной мере имели представление о том, какие настроения были у жителей Советского Союза, чтобы они знали, как эти настроения формировались, чтобы развить у школьников критическое мышление, им предлагаю следующие вопросы:
Вопросы
Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?
Почему правительство заказало портрет именно Александра Невского, а не кого-либо другого?
Какое впечатление на вас произвела картина?
Почему князь Александр Невский был канонизирован?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся, во-первых, узнают о яркой исторической личности, во-вторых, они формируют свое представление о нем как эталоне патриотизма и преданности своей Отчизне.
Одним из немаловажных аспектов культурологического подхода на уроках истории является работа с историческими источниками, причем научить работать с ними нужно уже в 5 классе. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих историю развития человечества.
В 5 классе чаще всего используются письменные документы, литературные произведения и устные предания. При работе с этими источниками предполагается овладеть технологией воспроизводящего уровня, преобразующего и творческого.
В 5 классе основной акцент делается на воспроизводящем и преобразующем уровне, которые предполагают не только пересказ документа, но и выделение главной идеи. Я, как учитель, пятиклассникам даю адаптированный алгоритм работы с источником.
Используя культурологический подход и технологию работы с историческими источниками, в большей степени озабочена духовным обогащением и взращиванием личности своих детей.
Ведь учителю, который еще является классным руководителем в современной школе, вводящему детей в контекст современной мировой культуры, необходимо содействовать выбору жизненных ценностей ребенка. К сожалению, кризисный период общественного развития производит ценностные перевертыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы; труд как ценность уступает место роскоши, а содержание любви низводится до мимолетных отношений. Я считаю, что классный руководитель, как никто другой, влияет на становление и развитие личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей по классу. Классный руководитель решает важнейшие вопросы воспитания школьника, как-то: воспитание трудолюбия, осознание ценности человеческой жизни, любовь к близким, родному краю, укрепление веры в Россию и т.д.
Еще в 4 классе я изучила контингент учащихся класса, в котором мне предстояло работать. Делая акцент на приоритетах жизненных ценностей детей, опираясь на исследования лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ (государственного научно-исследовательского института) семьи и воспитания РАО (Российской академии образования) мною было проведено анкетирование-опрос по методике А.И.Шемшуриной, обладателя премии Президента РФ В.В. Путина.
Результаты первоначального анкетирования позволили мне выявить проблемы, которые необходимо будет решить мне, как классному руководителю в 5 классе. В соответствии с этим была спланирована воспитательная работа. В следствие работы расширились дружеские контакты, улучшился микроклимат в классе, повысилось чувство ответственности. Иллюстрацией данной работы могут служить (мероприятия, грамоты, фотографии).
Осуществление культурологического подхода в урочной и внеурочной деятельности, работа в школьном музее, позволили мне с ребятами достичь некоторых результатов.Будучи в статусе молодого специалиста, я для себя открыла культурологический подход как эффективный способ обучения и воспитания, целью которого является приобщение ребенка к ценностям культуры, а, следовательно, к непреходящим жизненным ценностям.