Статья Культурологический подход как основа для развития гуманистической воспитательной системы школы


24765-21590
Культурологический подход
как основа для развития гуманистической воспитательной системы школы.
«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица,
до последних высот человеческой мысли»
М.И. Калинин.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда. Эта вечная проблема остро встает на переломных моментах в развитии государства, т.к. связана с резкими изменениями требований к человеку со стороны общества. В условиях обновления все большее значение приобретает гуманизация отношений, развитие общечеловеческих ценностей.
Характер жизни нашего общества предъявляет сегодня ещё более повышенные требования к личности. Она должна принимать оптимальные решения и совершать гуманные поступки именно в самых неожиданных и сложных ситуациях. Для этого принцип гуманизма как основной принцип педагогики все шире внедряется в нашу школьную жизнь. И как следствие – создание и развитие гуманистической воспитательной системы «Культурологический подход как основа для развития гуманистической воспитательной системы», цель которой – сформировать интеллектуально-развитого Человека – гражданина, присвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях. Развитие ВС осуществляется в тесном сотрудничестве с кафедрой технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО»
Становление и развитие воспитательной системы нашей школы позволяет решить, на наш взгляд, самую большую проблему любой школы – проблему выстраивания гуманистической модели обучения, когда главная цель – ребенок, а знания – один из способов его развития.
Учащиеся, педагоги, родители едины во мнении, что нашу школу отличает созданные условия, направленные на развитие как учащихся так и педагогов; условия, направленные на создание атмосферы со – творчества, со – бытия, в которой открыт простор для самосовершенствования, самоопределения, самовыражения. Воспитательная система нашей школы направлена на формирование Человека Культуры.
Почему именно с культурой мы связали свои надежды? Прежде всего потому, что только в живительной атмосфере культуры школа может воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего ценить духовные богатства, накопленные человечеством, человека, способного творчески обогащать окружающий мир.
Процесс воспитания строится на принципах, заложенных Законом «Об образовании в РФ», Уставом школы, нормативными актами, в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы, в школе действуют целевые программы «Ученик. Школа. Интеллект», «Здоровье», «Растим патриотов», « Школа и семья: грани сотрудничества»
В своей деятельности мы стремимся формировать и развивать отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят события, воспитывающие человека культуры.
С.И. Гессен писал: «Главная задача образования - превратить природного человека в культурного». А как известно, «бытие определяет сознание». Именно поэтому первоочередной задачей, которую мы поставили перед собой создавая и развивая ВС – создание культурной среды школы. Известный исследователь и разработчик теории средового подхода Ю.С. Мануйлов определяет в качестве среды «всё то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность». Следуя этому, мы определяем школьную среду как совокупность взаимосвязанных компонентов: предметно – эстетическое пространство, образовательное пространство, пространство межличностных взаимодействий.
Предметно – эстетическое пространство школы оказывает психологическое влияние на состояние каждого ребенка, на продуктивность деятельности, успешность физического и духовного развития. Именно поэтому мы и уделяем обустройству школы особое, пристальное внимание. Прежде всего, мы стремимся создать свой интерьерный стиль, продумывая всё: от цветовой гаммы и элементов декора школьных помещений, до формы и места цветочных композиций, стендов.
К сожалению, средства массовой информации и компьютерных игр прививают нашим детям искаженное восприятие мира, засилье фильмов – ужасов, монстров, роботов-трансформеров деформирует эстетический вкус наших ребят. В противовес этому мы используем в оформлении школы репродукции подлинных произведений искусства, носителей подлинно культурного потенциала – картин Третьяковской галереи и работы наших юных художников.
В процессе общения с художественными и музыкальными произведениями, звучащими на переменах, мы развиваем художественный вкус, воспитываем эстетическую культуру детей, формируем потребность жить по законам красоты. Чистота и порядок в школе, который поддерживают сами дети, говорит не только о культуре поведения, но и об определенном уровне эстетического вкуса и культуре школьного быта.
Воспитание в образовательном и межличностном пространствах включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока: воспитание в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность.
Как писал Л.Н. Толстой: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».
Наша школа – прежде всего образовательное учреждение. Мы считаем, что обучение и воспитание – две важнейшие взаимосвязанные функции школы. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, человечности, доброты, не сформировать любознательность, принципиальность, деловитость. Вместе с тем, школа может сформировать эти качества, но не дать современного образования. И потому, мы стремимся неуклонно повышать воспитывающий характер образования и образовательный эффект воспитания.
Каждая образовательная дисциплина несёт большой воспитательный потенциал, т.к. вводит ребёнка в мир достижений общества, знакомя с материальными и духовными ценностями, созданными человечеством за определённый период своей истории. Все общеобразовательные дисциплины можно определить как способ познания мира, как способ вхождения в современную культуру, а сам урок выступает как способ рождения сообщества взрослых и детей, где доминирует исследовательская и творческая работа. Такая деятельность развивает культуру общения, культуру взаимодействий, развивает критическую и аналитическую функции мышления.
Таким образом, учебный процесс - органичная часть воспитательной системы школы, он является способом овладения современной культурой, при котором педагог выступает не как источник информации, а как посредник между культурой и обучающимся, а сам учебный материал – не как строительный материал культуры, а как сама культура.
Одной из ведущих задач современной школы является постоянное совершенствование учебно – воспитательного процесса, поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания. Это невозможно без повышения творческого потенциала учителя, обогащения его профессиональной культуры путем повышения уровня профессионального мастерства, знакомства и усвоения передовых достижений педагогической науки и передового опыта. Логика этой ситуации такова: невозможно воспитать в ребенке какое-либо качество, не обладая им самим.
Повышение профессиональной культуры педагога и изменение подхода к профессиональной деятельности осуществляется посредством методической работы, которая направлена на становление учителя на позицию педагога- воспитателя. За последние годы проведены Педагогические советы: «Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание: проблемы, пути их решения», «Педагогика развития: сегодня и завтра», «Воспитательная система нашей новой школы», «Детские проблемы, вызванные педагогическими ошибками и проблемами учителей», «Гуманистическая воспитательная система школы в контексте ФГОС». Коллектив школы в рамках развития ВС избирает новые подходы, современные технологии в решении задач образования и воспитания. Такая педагогическая позиция позволяет поделиться своим опытом с коллегами района. На базе школы за последние 3 года проведены муниципальная педагогическая мастерская «Проблемы профессиональной деятельности классного руководителя в пространстве современного детства», районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Позиция педагога и ребенка как субъектов разнообразной культурно-творческой деятельности».
Л.Н. Толстой считал, "что ученики должны не просто получать новые знания и умения, а прежде всего они должны уметь раскрывать в себе новые таланты и развивать их".
В практику воспитательной работы школы вошли самые разнообразные коллективные творческие дела, воспитательные мероприятия, отвечающие требованиям и интересам детей и педагогов. КТД позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, в рамках которого идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника в коллективе.
Традиционные дела и события – одно из условий, обеспечивающих организационную, ценностную, эмоциональную индивидуальность системы воспитательной деятельности.
К ним относятся:
праздник «Здравствуй, школа!» с торжественным посвящением малышей в первоклассники, День Дублера и праздник «Осенний вальс», Новогодняя карусель, Рождественские посиделки, День Рождения Школы, День Науки, Вечер школьных друзей, День Памяти, праздник окончания учебного года «Вот и стали мы на год взрослей»;
Спортивные КТД: День Туризма, Зимние забавы, День Здоровья;
гуманитарные акции «Поможем друг другу», «Ребята, мы с вами», «Мы помним вас, ветераны», «Здравствуй, малыш»; трудовые десанты «Школе – заботу наших рук» и «Это – НАШ город».
Традиционные дела каждый год наполняются новым содержанием, обретают новые формы проведения, проходят с устойчивым интересом к ним со стороны учащихся и учителей школы, родителей. Именно школьные традиции формируют дух школы, являются объединяющим началом для детей, родителей и педагогов, являются основой для передачи культурного наследия школы от старшего поколения младшему. Все мероприятия являются звеньями в цепи процесса создания благоприятной для развития учащихся воспитательной среды, формируют особую, школьную субкультуру
Основы культуры демократических отношений у наших ребят формируется и развивается при взаимодействии в органах ученического самоуправления разных уровней. Ребята получают навыки нестандартного мышления, навыки принятия решений, их осуществление с последующей критической оценкой своих действий и умений товарищей. Традиционными стали еженедельные общешкольные линейки, на которых подводятся итоги прошедшей недели, проходит награждение детей, педагогов и озвучиваются планируемые школьные дела. Линейку проводит Президент Ученического Совета, который избирается в ходе деловой игры «Мы выбираем, нас выбирают» по всем законам избирательной компании (аналогично проходят и выборы классного актива). Этой игрой мы закладываем и развиваем основы политической культуры наших ребят, формируя и развивая ответственность избирателей.
А культура социального взаимодействия развивается у наших воспитанников при участии в делах школьной детской организации «России юные сердца» и Союза школьной молодёжи «Юность». Результат развития социальной активности – расширение зоны полезного действия:
- от планирования классных дел до разработки социальных проектов разных уровней;
- от возобновления шефства над малышами до проведения гуманитарных акций
Воспитание - это управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий. Основой воспитательной деятельности школьного коллектива служит совместная творческая деятельность детей и взрослых, что наилучшим образом способствует саморазвитию и самореализации ребят.
И потому неотъемлемой частью воспитательной системы школы является система дополнительного образования. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. На занятиях кружков, секций наши ребята погружаются в мир научного и культурного наследия ученых, деятелей вокального и театрального искусства, спорта. Мониторинг занятости в системе дополнительного образования свидетельствует о постоянной динамике охвата детей, а полученные умения ребята демонстрируют при участии в школьных праздниках, в конкурсах разного уровня.
Согласно толковому словарю: «Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период истории». С этой точки зрения центром школьной культуры является музей школы. Каждый экспонат (от первого до последнего) рассказывает об этапах становления и развития школы. Музей – наше школьное наследие, потому что в бережном хранении, реставрации, оформлении и накоплении музейных фондов участвует не одно поколение учителей, учеников и родителей – выпускников школы.
Становление и развитие воспитательной системы школы невозможно без тесного взаимодействия с родителями, так как мы прекрасно осознаем, что решающая роль в становлении личности ребёнка отводится семье и семейному воспитанию, именно в семье закладываются основы духовного мира ребёнка. Основная задача администрации школы и педагогического коллектива состоит в организации целостной системы работы с родителями учащихся. Цель этой работы – создать условия для свободного развития духовных и физических сил учащихся; повысить воспитательный потенциал семьи, развивая культуру семейного воспитания. Достижение этой цели осуществляется в рамках реализации программы «Семья и школа: грани сотрудничества».
Педагоги школы вырабатывают совместно с родителями единую тактику в развитии учебных навыков учащихся, их познавательной активности. В процессе развития ГВС взаимодействия с родителями перешли на другой уровень: от традиционно информационных к просветительским, а затем и к партнерским. Эта педагогическая деятельность осуществляется через родительские лектории, посредством индивидуальных консультаций, бесед, в организации круглых столов, совместном проведении внеклассных мероприятий, педагогических советов. Семья является субъектом совместной образовательной деятельности, а потому мы строим образовательно – воспитательное пространство школы на основе партнерских взаимоотношений семьи и школы, что помогает изменить стиль мышления, создания атмосферы доверия, взаимоуважения, единой направленности на повышение общей и коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса.
Строя и развивая свою воспитательную систему, мы не замыкаемся в рамках своего ОУ, а широко используем возможности города.
Педагогический коллектив школы осознает возможности воздействия социальной среды на личность ребенка, стремится использовать воспитательный потенциал окружения для решения своих воспитательных задач. Поэтому в целях совершенствования воспитательного процесса и расширения воспитательного пространства школа использует связи с различными учреждениями социума по вопросам воспитания: ЦТРиГО, Совет ветеранов и воинов интернационалистов, библиотеки города, краеведческий музей, спортивная школа, школа искусств, ПДН, выпускники школы.
В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление воспитательной системой в школе носит диалоговый характер, и главной управляющей силой становятся отношения.  Сегодня источник власти не в должности, а в человеческой поддержке. Важнейшей задачей является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (педагогов и детей, родителей), стимулирования, максимальной самомотивации, самоконтроля.
Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего  педагогического, детского и родительского коллективов.  Свидетельством позитивного развития нашей воспитательной системы является постоянный рост уровня удовлетворения деятельностью школы детей, родителей, педагогов и продолжение работы в режиме базовой площадки кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО»     
Таким образом, развивая ВС, школьный коллектив стремится создать условия для формирования целостной личности ребёнка, с его духовностью, универсальностью, творческим началом. В своей педагогической деятельности мы стремимся соединить интеллект воспитанника с его чувством, знания с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное, органично сочетать интеллектуальное, духовное развитие с высоким уровнем нравственной свободы. Бесспорно то, что разложение общества, его криминализация, коммерциализация не проходят по касательной к детству. Но у школы есть огромное преимущество:
Школа – разумно организованное учреждение, построенное на научно – педагогических основаниях;
В школе работают профессионально подготовленные кадры, и это значит, что школа обладает более эффективными методами предоставить и создать условия проживания жизни, развивая способность ребёнка быть homo sapiens, homo Faber.
Ш.А.Амонашвили, один из авторов «Педагогики сотрудничества», сказал: «Качество работы школы определяется уровнем гуманности отношений в ней между детьми и взрослыми». Теплые, равноправные, партнерские отношения в детско-взрослом сообществе нашей школы строятся не по принципу «Я учитель – ты ученик», а по принципу «Я человек и ты человек»
Мы твердо убеждены и согласны с утверждением, что школьный дом – это мастерская, где воспитываются, осваивая духовное богатство народной культуры, традиции: это поиск смысла жизни, профессионального самоопределения; поиск идеалов добра, любви, правды, красоты.
Полникова О.Н. – заместитель директора по воспитательной работе.