Внеклассное мероприятие на тему Химия вокруг нас


Внеклассное мероприятие на тему «Химия вокруг нас»
Кудрявцева Юлия Ивановна
Учитель химии и биологии
г. Пермь МАОУ «СОШ № 76»
(для учеников 8-9 классов)
Цель мероприятия: – повышение мотивации к обучению химии, через показ значения химии в жизни человека.
Задачи: Образовательная – повысить мотивацию в обучению химии, расширить кругозор учащихся.
Развивающая - развитие навыков о применении химических знаний, умений работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать обобщения и выводы.
Воспитательная – воспитать у учеников умений работать в группах, чувство коллективизма
Оборудование: презентация, инструктивные карточки, (NH4)2Cr2O7, растворы мыла, раствор порошка, раствор уксусной кислоты, колбаса, сыр, йогурт, хлеб, картофель, йод, вода, кальций, минералы: охра, гематит, спички, подносы, лакмус.План мероприятия:
1.Вступительное слово учителя
2. Химия в истории
3. Химия в быту
4.Химия в литературе
5. Химия в искусстве
6. Химия в пище
7. Заключение
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Добрый день! Я рад приветствовать всех, кто собрался в этом кабинете, тех, кто предан очень интересной и важной науке – химии, тех, кто готов показать свои знания и умения. Ещё в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Химия играет огромную роль в жизни человеческого общества, по уровню развития химической науки и промышленности судят об уровне развития страны, но чтобы стать настоящими химиками надо много потрудиться, многому научиться. Сегодня мы узнаем и увидим много нового, интересного. Девизом нашего мероприятия будут слова великого английского классика В. Шекспира «Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете».
У нас в гостях представители ……….
Химия в истории
Вопрос 1: Назовите первое боевое отравляющее средство, применяемое во время первой Мировой войны?
Ответ: хлор
Вопрос 2. Однажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподнялся с места и поклонился перед каким-то прохожим. Удивленный седок спросил: "Кто это?" - "О! - ответил извозчик. - Это известный чемоданных дел мастер"
О каком химике идет речь? Д.И.Менделеев
Вопрос 3. Приведите примеры литературных выражений, содержащих названия металлов или сплавов.
Стальной характер
Железные нервы
Золотое сердце, золотые руки
Металлический голос
Свинцовый кулак
Слово – серебро, а молчанье – золото
Какие свойства металлов лежат в основе этих выражений?
Вопрос 4
Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский  вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания?
Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.
Химия в быту
Вопрос 1. С помощью универсальной индикаторной бумаги проведите исследование значений рН различного сорта мыла (детского, хозяйственного и т.д.), а также значений рН различных сортов стиральных порошков (для шерсти, обычный, детский и т.д.)
Вопрос 3: Какое вещество при стирке отбеливает, а при медицинских процедурах обеззараживает?
Ответ: перекись водорода
Химия в литературе
Цель: показать взаимосвязь двух предметов: химии и литературы
Вопрос 1: какие химические процессы описаны в произведении Жюля Верна « Таинственный остров»
Ответ: Сколько мальчишек и девчонок в детстве не раз перечитывали Жюля Верна «Таинственный остров». Но они и не догадывались, что в этом произведении писателем описано столько химических процессов, например получение нитроглицерина: «...Добыв азотную кислоту, Сайрес Смит подлил к ней глицерина, предварительно сгустив его выпариванием в водяной бане, и получил несколько пинт желтоватой маслянистой жидкости». [7, с. 384]
C3H5(OH)3 + 3HNO3 = C3H5(NO2)3 + 3H2O [5, с. 188]
Или вот как Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего. Проводя электролиз воды, получают водород и кислород:«…Какое топливо заменит уголь?
-Вода, - ответил инженер.
-Вода? – переспросил Пенкроф.
- Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….». [7, с. 217]
Ну, разве это не стимул, чтобы перечитать или открыть для себя это произведение? И разве читая, его студент не будет обращать внимание, и стараться найти фрагменты о химических явлениях и процессах?
Вопрос 2:
Какая литературная ошибка допущена в произведении «Избранная лирика И.Сельвинского
…Видишь – мрамор:
Это просто кальций… 
Ответ: На самом же деле мрамор не кальций, а его соль – карбонат кальция CaCO3. 
Опыт кальция с водой. Что могло бы быть с мрамором?
Вопрос 3: Каким веществом была разрисована морда собаки Баскервилей?
Ответ: фосфором
Вопрос: О каком материале строка В.В. Маяковского «по крыше выложили жесть»? (железо, покрытое слоем олова, для защиты от коррозии)
Химия в искусстве
Цель - показать взаимосвязь химии и искусства на примере древнерусской живописи и красок.
Эпиграф
«Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе...»
Марселен Бертло
Вулкан» опыт проводят в группах
На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни» ( (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O)
Вопрос: где используется продукт разложения и как этот продукт смешенный с маслом называется?
Ответ: многие соединения хрома ярко окрашены, поэтому их часто используют в качестве пигментов, однако лишь для тех красок, которые не соприкасаются с пищей. Хроматические краски масленые.
Вопрос: Какие металлы использовались художниками в качестве прототипов карандаша вплоть до 14 века (до появления итальянского карандаша)?
Ответ: Серебро, свинец
1.Назовите химический элемент, содержащийся в веществе, которым древний художник более 20 тыс. лет назад расписал стены своего жилища? Где находится и как называется эта знаменитая пещера?
Ответ. Элемент – Железо (охра, гематит) и углерод (сажа).

Химия в пище
Вопрос 1.
Она была изобретена доктором Джоном С Пембертоном в 1886 году. Она состоит на 90% из газированной воды, жженого сахара, фосфорной кислоты, кофеина. Она - любимый напиток многих детей и взрослых!!!
Благодаря высокому содержанию ортофосфорной кислоты этот продукт
так же применяют в быту для чистки канализации, ржавых болтов и пятен с хромированного бампера машины, электрических чайников от накипи. В некоторых азиатских странах фермеры используют ее для уничтожения вредителей, т.к. она дешевле химикатов, а эффект дает такой же.
Назовите этот напиток.
Кока – Кола
Опыт « рН Кока – Колы»
Рефлексия:
1. На мероприятии я работал ….. потому что…..
1. Я поняла, что при употреблении пищи можно……
2. Я поняла, что знания химии…….
3. Изучение химии поможет мне в будущем……
Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес».