КВН по химии на тему Химия вокруг нас


ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесной колледж»
Внеклассное мероприятие по химии:
Викторина «Химия вокруг нас»

Преподаватель: И.А. Шарова.
Красные Баки
2014
Внеклассное мероприятие по химии:
Викторина «Химия вокруг нас»
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания о классах органических веществ и их общих свойствах, о принадлежности химии в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные
 - обобщить знания о свойствах классов органических веществ, уметь давать характеристику веществам и их свойствам.
Развивающие:
- развивать у студентов творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; вовлечь их в обсуждение и высказывание личного мнения;
Воспитательные
- повысить интерес к предмету;
-развивать  чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
Здоровьесберегающие-учитывать возрастные особенности детей;
- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;
-избегать перегрузок.
Подготовка к мероприятию:
Предварительно студенты получают задание повторить свойства всех классов органических соединений, их свойства, применение, а также получают домашнее задание для конкурса. Из двух групп первого курса выбираются команды из 5 человек по желанию.
Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация; раздаточный материал – таблицы.
Ход мероприятия:
Приветствие ведущего:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию викторину «Химия вокруг нас».
Для нас химия самая важная
И больше других нам нужнаОткуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы!
Она интересна, загадочна,
Но нужно её учить.
Зачем же нужна людям химия
Нужна она людям, чтоб жить!
Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: и повару, и шофёру, и садоводу, и строителю и многим другим. С другой стороны, эта наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает разные формулы и сложные законы.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования…и старая наука молодеет!
Итак, объявляю мероприятие, посвященное химии, открытым! В сегодняшней викторине принимают участие 2 команды (представление команд).
Оценивать наших участников будет жюри в составе: Залян Л.Д., специалиста по качеству образования, Харевой Ю.В., психолога и Смирновой Л. В., секретаря, которые образуют собой «Три С» - судьи строгие и справедливые.
I конкурс – «Разминка».За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Вопросы:
Как в быту называется дигидрокарбонат натрия? (питьевая сода).
Назовите вещество, которое является хорошим кровоостанавливающим средством? (перекись водорода).
Дайте другое название аспирина (ацетилсалициловая кислота).
Расшифруйте аббревиатуру: клей ПВХ (поливинилхлорид).
Другое название аскорбиновой кислоты? (витамин С).
Какую кислоту содержат жалящая жидкость медуз и крапивы? (муравьиную).
Приём какого спирта внутрь, даже в малых дозах, приводит к смерти? (метанола).
Из неё добывают сахар (сахарная свекла).
Он содержится в клубнях картофеля? (крахмал).
Процесс денатурации белка, происходящий в быту? (приготовление яичницы).
II Конкурс – «Мир бытовой химии» - исследуем его и найдём массу интересного и познавательного.Вопросы для обсуждения командам (по очереди). За каждый правильный развёрнутый ответ – 3 балла.
Вопросы:
Рекомендуется ли мыть волосы обычным мылом? (нет, т.к. повышенная щелочность раствора вызывает необратимые изменения не только в структуре волос, но и в волосяных луковицах).
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при использовании дезодорантов – аэрозолей? (нельзя распылять вблизи огня, хранить в местах, недоступных детей).
Какую роль выполняет оксид цинка в косметических средствах? (антисептическое действие, выполняет роль дезинфицирующей добавки).
Почему для стирки шерстяных и шёлковых изделий не рекомендуется использовать мыло? (мыло при стирке разлагается на кислоты и щелочь, волокна шерсти и шёлка содержат кератин, который подвержен щелочному воздействию, и в результате этого разрушается, ткани теряют прочность, блеск и т.д.).
Какая кислота может помочь устранить неприятные запахи, такие как запах рыбы, неприятный запах в холодильнике? (уксусная кислота).
Почему нельзя смешивать моющие средства, содержащие хлор, со средствами, содержащими аммиак? Например, средство для мытья стёкол и чистящее средство «Comet» (нельзя,т.к. выделяется хлор, который очень ядовит).
III конкурс – конкурс капитанов «Мир волшебных ароматов».Окружающий нас мир – это настоящий океан запахов. Запахи влияют на наше настроение. Нежный аромат вызывает положительные эмоции, к тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, что было известно ещё с незапамятных времён. А что такое запах? Какие бывают запахи, и как их различить мы узнаем в этом конкурсе.
Участникам предлагается определить по запаху вещество (конкурс проводится с завязанными глазами).
Предложенные образцы: укроп, мята, яблоко, груша, лимон, апельсин, лавровый лист, этиловый спирт, уксус, ацетон.За каждый правильный ответ – 1 балл.
IV конкурс – «Путешествие в мир химических формул»
Конкурс на знание химических формул, бытовых, систематических названий веществ.
Раздаются карточки обеим командам, необходимо заполнить в таблице пустые колонки. Команда, которая справится быстрее, получит авансом 1 балл. За каждое правильно вставленное определение, формулу начисляется 1 балл.
Таблица:
№ п/пБытовое название Химическая формула Систематическое название Традиционное название
1 Медный купорос CuSO4 5H2O Медь тетраоксосульфат пентагидрат. Сульфат меди пентагидрат2 Уксус CH3COOH Этановая кислота Уксусная кислота
3 Марганцовка KMnO4 Калий тетраоксоманганатПерманганат калия
4 Гашёная известь Ca(OH)2 Кальций дигидроксидГидроксид кальция
5 Нашатырь NH4Cl Аммоний хлорид Хлорид аммония
6 Сода кальциниро-ванная Na2CO3 Динатрий триоксокарбонатКарбонат кальция
Игра со зрителями:
Отгадайте загадки:
Как-то раз металл в кислоту попал,
Закипело, зашипело и со свистом улетело!
Удивляется народ: что такое? (водород)
Кислоте и щелочи каждый день,
Спорить, кто из них сильней никогда не лень.
Как-то раз на горе людям,
Встретились в одной посуде,
Обе в гневе закипели,
Даже брызги полетели.
И исчезли без следа!
Соль осталась и вода.
Такая ситуация – (нейтрализация).
Если в соль добавить щелочь,
На пробирку посмотреть –
Синий выпадет осадок –
Значит соль содержит (медь).
Удивить готов он нас –
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он – графит.
Грамотный народ поймёт
То, что это (углерод).
В чём горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас?
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно – без …(кислорода).
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него и удобрений.
В наших клеточках живёт
Важный элемент … (азот).
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работыЭти жгучие …(кислоты).
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем … (щелочная).
Вы, ребята, уж поверьте-
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ … (неон).
Этих солей не найти ни в воде, ни в земле.
Но есть в магазине и в каждой семье
(мыло)
Круче мыла – бельё как шёлк,
Содержит энзимы …
(стиральный порошок)
Хоть соль она, но под водой всех удивит своей средой.
Посуду мыть, стирать бельё поможет.
Есть у неё сестра одна, она изжогу вылечить должна.
(сода)
Под дождём, и в град, грозу это я с собой возьму.
Будет в целости причёска, отдыхает пусть расчёска.
Вода, бутан, бензофенон – целой прелести флакон.
(лак, мусс для волос)
Тем, кто постарше – друг один от сухости и от морщин.
В его основе глицерин.
(крем)
Его придумал Макинтош, когда ходил он в том под дождь.
Надевал он всем в пример натуральный полимер.
(каучук)
V конкурс – «Зашифрованное слово». Игрокам из команд предстоит по очереди выходить и отыскать путь каждой буквы. Буква может быть любой по счёту в слове. Чья команда быстрее догадается, что за слово зашифровано, получит 5 баллов.
1 слово: Формальдегид
2 слово: Моносахарид
VI конкурс – «Мир органических соединений». Командам предстоит распределить данные вещества в соответствующие колонки (за каждый правильный ответ – 2 балла).
Игра со зрителями:
Сообщаю: я спешу!Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым…Исчезаю. Был я ….(мелом)..Я, конечно, очень нужен.Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца,Не заправишь холодца.Но не только лишь в еде -Я живу в морской воде.Если льет слеза из глаза,Вкус припомнишь мой ты сразу.Кто догадлив, говорит:Это - (натрия хлорид).
Быть символом не каждому дано, Но именем моим не без причиныНазвали руки, дождь, тельца, руно,Сечение и мнений середину.И в честь меня был назван даже век,Когда был очень счастлив человек.Что нынче в имени моем? А встарьСчитали все, что я - металлов царь (золото)От дождя я не ржавею, Не ломаюсь, не темнею.Как алмаз в бою крепка, Как лозиночка, гибка. Если крепко закалюсь - Никогда не отступлюсь. Буду дерево пилить, Резать ткань, металл сверлить, Научусь всему свободно!Все могу, на все пригодна -На педаль и на пищаль,На скрижаль и на медаль.Такова моя мораль!Дальше - мой автограф: (сталь)
Я не горюю, а горю,И воду вам я подарю. Пусть будет дождь, и снег, и град - Я напоить природу рад. (водород)
Я коварный поджигатель.Вы огня хотите - нате!Я всесильный окислитель(Если только дров дадите). (Кислород)Гулять в грозу - какой резон?Подышим воздухом, дружище.В природе словно стало чище, Повсюду в воздухе (озон)
А ну, скорей снимите шляпу!Я дочь космического папы.И вездесуща и легка, - Я лед, я пот, я - облака.Я иней, чай, бульон, туман, Река, ручей и океан.Когда я злюсь, то закипаю;А от мороза – застываю (вода)
Вы со мною уже встречались -Я космический скиталец,Элементов прародительИ отважный предводитель.Я любитель кислорода, Вместе с ним даю я воду (водород)
Он идет на сковородкиДа узорные решетки, Он совсем-совсем неловок,Невоспитан и нековок…Он ломается, как ледИ тяжел, как бегемот.Но не врун и не болтунРаботяга наш – (чугун)
Из глины я обыкновенной,Но я на редкость современный.Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу;Служу на кухне я без срока - Мне все задачи по плечу.Горжусь своим я именем:Зовусь я (алюминием)
VII конкурс – «Мир строительных материалов». Экспресс-опрос.

Командам предлагается перечислить предметы, находящиеся в кабинете, изготовленные из синтетических полимеров.
За каждый ответ команда получает 1 балл.
VIII конкурс – Домашнее задание.
Посмотрим, как команды справились с домашним заданием.
Задание состояло в том, что каждой команде был дан ряд химических реакций на английском языке, необходимо было перевести описания с английского языка на химический. Назвать все вещества, расставить коэффициенты и определить тип реакции:
№ Описание реакции на английском языке Уравнение,
тип реакции
1 150 – 300 0 C, nikeleEthene + hydrogen → ethane 2 Ethene + bromine → dibromoethane3 Ethanol + oxygen → carbon dioxide + water 4 hvMethane + clorine → cloromethane + hydrogen cloride5 Glucose → ethanol + carbon dioxide 6 Ethanoic acid + ethanol ↔ ethyl ethanoate + water 7 Calcium carbonate + ethanoic acid →
Calcium ethanoate + water + carbon dioxide Подведение итогов мероприятия. Награждение команд.
Приложение 1
№ Описание реакции на английском языке Уравнение,
тип реакции
1 150 – 300 0 C, nikeleEthene + hydrogen → ethane 2 Ethene + bromine → dibromoethane3 Ethanol + oxygen → carbon dioxide + water 4 hvMethane + clorine → cloromethane + hydrogen cloride5 Glucose → ethanol + carbon dioxide 6 Ethanoic acid + ethanol ↔ ethyl ethanoate + water 7 Calcium carbonate + ethanoic acid →
Calcium ethanoate + water + carbon dioxide Использованная литература:
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Изд. ОИЦ «Академия»., 2009.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Химия: практикум: учебное пособие – М., 2012.