Конспект урока по основам исламской культуры на тему Кааба. Запретная мечеть


Открытый урок по ОРКСЭ в 4 «Б» классе
Подготовила учительница начальных классов
МБОУ «СОШ№7», г. Грозного
Богатырева Яхита ХасановнаТема: Кааба. Запретная мечеть.
Цели:
Познакомить детей с историей Каабы.
Развивать творческую и познавательную активность.
Формировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.
Оборудование : презентация, карта мира, макет каабы, рисунки детей, лист оценивания, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
1. Приветствие. Организационный момент.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Самый слабый среди людей тот, кто не в силах даже воззвать с мольбой, а самый скупой из них тот, кто проявил скупость с приветствием/салям/». Этот хадис передал Ибн Хиббан 4498,ат- Табарани- Так давайте поприветствуем друг друга и наших гостей!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
И религию познать!
2. Актуализация опорных знаний.
Задание №1. Тест .Эталон на слайде.
Тест
1) Самая молодая религия мира это-
а) христианство
б) ислам
в) иудаизм
2) Когда религия ислам появилась?
а) В VII в.н.э.
б) В VI в.н.э.
в) В VIII в.н.э.
3) Где зародился ислам?
а) В Древнем Риме
б) В Древнем Китае
в) На Аравийском полуострове
4) Главные центры ислама?
а) Мекка и Медина
б) Ватикан и Венеция
в) Иерусалим и Вафлеем5) Священная книга мусульман?
а) Библия
б) Тора
в) Коран
6) Назовите пять столпов ислама.
а) исповедание веры
б) молитва
в) знание арабского языка
г) хадж
д) милостыня
е) пост
7) Священный для мусульман день
а) пятница
б) суббота
в) воскресенье
- Представители всех 4-х религий часто почитают одних и тех же святых людей, одни и те же святые места и т.д. Поэтому, ислам учит с уважением относиться ко всему живому созданному Всевышним, ко всем людям независимо от их вероисповеданий, нации, цвета кожи и т.д. .
- Дети, назовите мне основные 4 религии ( Ислам, христианство, иудаизм, буддизм)
- А чему учит религия Ислам?
Задание №2. Парная работа.
- Около 30 библейских персонажей вошли в Коран
Соедините стрелками имена библейских персонажей, которые вошли в Коран.
Ева Мариам
Каин Ибрагим
Ной Юсуф
Авраам Кабил
Моисей НухИосиф ИсаМария Хавва
Иисус Джабраил
Гавриил Муса
- Кем считают Иисуса мусульмане?
Мусульмане считают Иисуса обычным человеком, а не сыном бога и отрицают смерть на кресте.
- Найдите на карте мира Саудовскую Аравию.
- Что вы можете о ней сказать?
- Колыбелью ислама является Аравия. Она находится на Аравийском полуострове, который расположен к югу от России и омывается водами Красного и Аравийского морей и Персидского залива.
3. Целеполагание.
Посмотрите сценку:
Чтение учителем «сказки – вопроса».
( Сказка о встрече молодого путника со старцем . Старец задает вопросы молодому человеку, но путник не может ответить на них. После чего он отправляется туда, где можно найти ответы на эти вопросы ) Однажды шел молодой человек по дороге, шел, ни о чем особенно не задумывался, и повстречал мудреца. И мудрец спросил его:
- Кто ты?
- Человек.
- А что ты?
- Не знаю.
- Куда ты идешь по этой дороге?
-Не знаю.
-В чем твое счастье?
-Не знаю?
-Зачем ты пришел в этот мир?
- Не знаю. Но очень хочу узнать. А скажи, мудрец, где мне найти ответы на эти вопросы? Где то место на земле, где я найду свое счастье?
И мудрец сказал ему, что …
-Ребята, а вы знаете, как называется место, которое является заветной мечтой мусульманина и куда каждый должен стремиться?
(Если дети не дают правильного ответа, то учитель сам озвучивает название – Мекка)
- Какая святыня находится в Мекке?
- О чем мы будем говорить на уроке?
4. Работа по теме урока.
-На Земле нет более почитаемого места, чем Мекка. По всем объективным меркам этот город – самое прославленное место на планете. 24 часа в сутки тысячи людей обходят Каабу. Она находится в центре мечети Аль-Харам. Её фото украшает дома многих людей, и миллионы молящихся поворачиваются в ее сторону пять раз в день.
Ученик 1.
Кааба, главная святыня ислама, сердце Заповедной Мекки, как архитектурное сооружение являет собой необычайно выразительную, хотя и чрезвычайно простую по форме и конструкции постройку. По-арабски, слово «кааба» означает «куб». Четкий, ясный, лаконичный объем высотой 15 м и площадью 10 на 12 м, задрапированный тканью глубокого черного цвета, поглощающего солнечные лучи и оттеняющего сияние вышитых золотом и серебром надписей, производит грандиозное впечатление. Паломники при виде Каабы не могут сдержать слез.
Ученик 2.
Читает текст учебника со ст.52
5. Физминутка.
6. Продолжение работы по теме урока.
Ученик 3.
Читает текст учебника со ст.54
Ученик 4.
Учитель читает стихотворение А. Бунина о Черном камне.
Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны —
Как цвет садов блаженного  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9_%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5" \o "Рай в исламе" Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца АвраамаЕго нашел среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской...
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слёз и горести людской!
Учитель
По мусульманским преданиям, пророку Ибрахиму (мир ему) понадобился камень, чтобы обозначить место, с которого следует начинать обход Каабы. И такой камень ему принес архангел Джабраил. Ибрахим вставал камень в северо- восточный угол здания.
По другой легенде, черный камень, или «камень прощения», был послан Адаму и его жене Богом. Камень сначала был белым, но потом постепенно почернел от человеческих грехов.
Ученик 5.
Читает текст учебника со ст.55
7. Рефлексия. Итог урока.
В завершении нашего урока давайте подведем итоги.
- Расскажите, о какой мусульманской святыне они узнали. Где она находится ? Почему имеет такое название?
- Рассмотрите иллюстрацию с изображением Каабы и опишите, как она выглядит.
Оцените себя на листах самооценки. Домашнее задание: Предлагаю желающим изобразить Каабу.