Урок Духовная культура казахского народа


Предмет
История Казахстана Класс
Дата 2.02.2017 № урока
Тема занятия «Духовная культура казахского народа»
Общая цель учащиеся узнают о значении духовной культуры в жизни казахского народа
Результаты
обучения К концу урока учащиеся будут:
Знать:
- основные понятия по теме
- имена казахских ораторов
Понимать:
- особенности духовной культуры казахского народа
- значение духовной культуры в жизни народа
Уметь:
- отличать духовное от материального
- самостоятельно добывать знания, обобщать, формулировать выводы, сравнивать.
Оценивать:
-результат учебной деятельности
Ключевые идеи,
значимые для занятия"Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо"
Колин Тернер
Через работу в парах, группах развивать мышление, коммуникативные навыки, культуру речи, навыки взаимооценивания.
Этапы Время Виды заданий и действия участников занятия Процесс оценивания
1. Вызов 1
2
2 1. Эмоциональный настрой (приветствие)
2. Побуждение:
- Ребята, какое событие международного значения состоится в нашей стране в этом году? (ЭКСПО-2017)
- Кто знает, что это такое?
- ЭКСПО - это Всемирная выставка, цель которой продемонстрировать последние технологические, научные достижения. Организовать и принимать миллионы гостей в стране, где она проводится — это огромная честь и ответственность. Тема ЭКСПО- 2017 – «Энергия будущего». И сегодня мы с вами попробуем представить себя организаторами выставки ЭКСПО – 2017. Создадим информационный стенд о духовной культуре казахского народа.
3. Кумулятивная беседа: определение целей и задач урока. (уч-ся дома ознакомились с материалом параграфа). Вопросы для актуализации знаний.
- Что входит в понятие духовная культура?
- Что такое материальная культура? В течение урока:
Критериальное оценивание (учащиеся):
взаимооценивание работы на уроке по разработанным критериям
Формативное оценивание (учитель):
похвала, поощрение
2. Осмысление 4
1
6
6
5
2
6 Уч-ся получают рабочие листы с заданиями , по которым работают в течение урока.
1. «Историческая мозаика». Задание: Прочитайте пункт 1 параграфа 20 и соотнесите понятия и их определения.
Взаимопроверка (на слайде правильные ответы), проговариваем вслух.
2.«Историческое расследование» Работа с источниками. Задание: Используя текст учебника (пункт 1) и дополнительные источники, ответьте на вопросы:
1 группа: - Назовите казахские народные сказки.
- На какие виды можно разделить казахские сказки?
- О чем говорится в народных казахских сказках?
2 группа: - Перечислите казахские легенды.
- Кто может быть героем легенды?
- О ком говорится в казахских легендах?
3 группа: - Перечислите казахские эпосы.
- О чем говорится в казахских эпосах?
4 группа: - Перечислите названия казахских лиро-эпических сказаний.
- О чем повествуется в лиро-эпических сказаниях?
- Какова роль лиро-эпических произведений?
5 группа: - Приведите примеры казахских пословиц и поговорок.
- О чем говорится в пословицах и поговорках казахского народа?
- Какую роль выполняют пословицы и поговорки?
6 группа: - Приведите примеры казахских загадок.
- На какие виды можно разделить казахские загадки?
- Какую роль выполняют загадки в жизни народа?
Группы представляют результаты своей работы (по одному представителю от группы; регламент 1 минута)
3. «Восстанови текст» Задание: Прочитайте пункт 2, 3. Продолжите утверждения:
1.Ораторы казахского народа были смелыми и ……, хорошо знали …., не робели перед …… 2. Ораторское искусство приобретает особую значимость, когда в жизни страны происходят важные события, когда …….. 3. В годы великого народного бедствия вышли на историческую сцену ……. 4. Речи казахских ораторов отличаются ….. 5. Образцом красноречия может служить наследие, оставленное казахскими биями …..; ораторами ……6. В древние времена каждый казах должен был знать наизусть….. 7. Казахи с особым уважением относились к людям, которые собирали, хранили в памяти, устно передавали из поколения в поколение…… 8. ………… составили родословные, раскрывающие тайны древней истории народа
Работа в парах. Взаимопроверка в парах ( на слайде – правильные ответы)
4. «Задай вопрос». Задание: составить по материалу параграфа 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопросы.
Вопросы складываются в «корзину знаний». Затем учитель задает первый вопрос определенному ученику, тот задает следующему и т.д.
Формативное оценивание (учитель): одобрение
Взаимооценивание: в листах выставляют баллы
Формативное оценивание (учитель):
наблюдение и устное поощрение работы в группах
Взаимооценивание: по критериям оценивания устного ответа (высказываются представители других групп) – выставляют в листы оценивания
Взаимооценивание: в листах выставляют баллы
3. Рефлексия 3
2 Обобщение. А теперь нам необходимо завершить наш выставочный стенд «Культура казахского народа». Вам необходимо на листах рассказать о культуре казахского народа: или одним предложением, или в виде синквейна. Работа в группах .Презентация своей работы. Один представитель от группы.
Учебная рефлексия. Уч-ся пишут на стикерах свои впечатления об уроке.
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я научился…..
Формативное оценивание (учитель):
наблюдение и устное поощрение работы в группах
Рефлексивное самооценивание:
размышления учащихся о пройденном уроке
Суммативное оценивание: уч-ся подсчитывают общее количество баллов. Выставляют оценки.
Ресурсы и оснащение 1. Учебник "Рассказы по истории Казахстана" для 5 класса
2. Слайд-презентация.
3.Рабочие листы
4. дополнительная литература.
5. Ватман, маркеры, стикеры
Раздаточный материал
Загадки о животных
Маленького роста бывает, шубу наизнанку одевает.
(Овца)
Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?
(Овца)
И с заплатками, да не видно швов.
(Пегая лошадь)
Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да на верх не взлетает; в холоде не зябнет и жары не боится.
(Рыба)
Бытовые загадки
Утром я встал, на две дороги попал.
(Брюки)
Никого она не обижает, а все ее толкают?
(Дверь)
Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки – говорит.
(Книга)
Души нет, а идет, рта нет, а говорит.
(Письмо)
Тысячу баранов одной хворостиной погнал.
(Бритва)
Черная корова спокойно стоит, а красная ее лижет.
(Котел и огонь)
На вид кажется желтым, в середине много огня и воды, четыре ноги, как у верблюда, и два уха, как у свиньи.
(Самовар)
Загадки о природе
Туда-сюда ходит, а следов не видно
(Ветер)
В верху кибитки - мелкие блестящие камни
(Звезды в небе)
Носят бабки снежные шапки, каменные бока закутаны в облака.
(Горы)
Пульс земли нашей чистый-пречистый, Он спешит в своем вечном пути, Чтобы землю от жажды спасти.
(Родник)
В долг зерно возьмет – Каравай вернет.
(Поле)
-Стоит дедушка над водой и трясет головой.
(Камыш)
-Шапка зернышек полна, утром глянул - нет зерна.
(Звезды)
Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества.
Героический эпос - это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и ратных подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека - героя.
Одной из самых крупных и популярных эпических поэм казахского народа является эпос о Кобланды-батыре, составляющий в некоторых вариантах до десяти тысяч строк. В былине рассказывается о рождении, росте и возмужании Кобланды, его женитьбе на умной и красивой девушке Куртке, о резвом тулпаре Тайбурыле и о походе батыра против ханов Казана и Алшагира, исконных врагов кипчакского рода. Народным характером, большой художественной силой отличается былина "Ер-Таргын". Храбрость, моральные достоинства Ер-Таргына служат делу защиты своей родины от нашествия захватчиков. В былине ясно показаны противоречия между правящей кликой ханов и Ер-Таргыном. Таргын характеризуется как богатырь, заступник народа, а ханы - как вероломные обманщики народа.Несмотря на то, что Таргын неоднократно спасал страну от калмыцких набегов, хан и его окружение бросают Таргына, получившего увечье в бою, в безлюдной степи. Подвиги Таргына высоко ценит народ и сподвижники батыра.Языковые средства эпоса "Ер-Таргын" весьма выразительны, он изобилует меткими поэтическими образами; особенно эмоциональны описания единоборства Таргына с тысячными полчищами врага, волнующая песня-переживание девушки Ак-Жунус, борющейся с притязаниями старого насильника Карткожака.
Сказки.
Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, стремлений народа. Многие сказки, сохранившиеся в народной памяти, видоизменялись, обогащались как по содержанию, так и по форме.
Существовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические.
Фантастические сказки казахов представляют сочетание шаманских и мусульманских верований и представлений. В этих сказках ясно видно стремление народа разгадать тайны природы, проникнуть за пределы видимого, найти обетованную землю. Фантастические сказки и легенды рассказывают о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелков, отдельных батыров (богатырей), красавиц, у которых "рот как месяц, глаза как солнце", мудрых старцев-прорицателей ("Ер-Тостик", "Едил-Жаик", Кула-мерген", "Алтын-сака", "Кара-мерген", "Аламан иЖоламан", "Жупар корыгы", "Асан-кайгы) и др. Батыры, охотники, смельчаки, добиваясь осуществления своих благородных устремлений, преодолевают опасности, борются с враждебными людям силами (семиглавым людоедом, одноглазым драконом, бабой-ягой, лешим, гиеной), всегда находя чудесных помощников. Героям сказок помогают "тулпар" — быстроногий конь, "шестимесячный путь шестью шагами переходящий", "желмая", "самрук" (жар-птица), уносящая батыра в поднебесье.
Много казахских сказок посвящено животным. Друзьями и помощниками человека в них показаны домашние животные — верблюд, лошадь, овца, коза, а врагами — волк, лиса, медведь, тигр, змея. Некоторые из этих сказок повествуют о скакунах-тулпарах, завоевавших первенство на состязаниях ("Тепен-кок", "Сыртгандар"), или о скорби верблюдицы, потерявшей верблюжонка ("Боз инген") и т.п.
Как и в сказках многих других народов, в том числе и русских, лиса неизменно выводится лукавой, медведь — увальнем, но грубым насильником, волк — жадным хищником. В большинстве сказок домашние животные —друзья человека — побеждают коварных хищников.
Сказки об Аяз-бие, Жиренше и другие изображают выходцев из народа — Аяз-бия, Жиренше и его супругу красавицу Карашаш, а также Алдар Косе, Кожанасыра, Шопана- тазшу — красноречивыми, остроумными, сметливыми людьми. Их остроумие и смекалка направлены на изобличение и высмеивание самодуров-ханов, жадных баев, несправедливых биев.
Алдар Косе, безбородый насмешник, остроумный и находчивый, выступает в сказке носителем народного юмора, направленного против эксплуататоров. Он обманывает ненавистных народу хана-самодура, скупого бая, ходжей и мулл, знахарей, шаманов и даже дьявола, высмеивает догмы ислама.
Жиренше-шешен (Жиренше-острослов) дал обет жениться на девушке, которая превзойдет его в красноречии и остроумии. Такой оказалась красавица Карашаш, и они поженились. Злой хан пожелал отнять Карашаш у Жиренше. Он дал ему труднейшее поручение, грозящее смертью. Благодаря своему уму и находчивости, а также помощи Карашаш Жиренше побеждает. Ханский двор в сказках о Жиренше представлен коварным и враждебным по отношению к одаренным людям из народа.
Лиро-эпические сказания.
Основная тема в лирических поэмах — тема любви, страдания молодых людей, борющихся за свое счастье с препятствиями. Значительное место в лирических поэмах отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. К казахским социально-бытовым поэмам относятся: "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кыз-Жибек", "Кульше-кыз", "Назымбек", "Сулушаш", "Макбал-кыз", "Колан" и др.
Наиболее популярной является поэма "Козы Корпеш и Баян Сулу". В ней воспевается трогательная взаимная любовь Козы Корпеша и Баян Сулу. Как и другие лирические поэмы, построенные на романтической, психологической основе, свои сюжетные мотивы она черпает из реальной жизни, из обычного права феодально-родового общества. Отец Баян Сулу —Карабай, отец Корпеша - Сарыбай, находясь однажды на охоте, поклялись в дружбе и дали друг другу обет о женитьбе своих детей. Вскоре Сарыбай скончался. Отец Баян Сулу — скряга Карабай, не желая выдать свою дочь замуж за сироту, откочевал в дальние края. Прошли годы. Баян и Козы Корпеш стали взрослыми. Хотя они ни разу не виделись, но, узнав о сговоре своих родителей, полюбили друг друга. С каждым днем их любовь возрастала. Однако Карабай решает выдать Баян Сулу замуж за силача Кодара, спасшего его многочисленные табуны лошадей в безводной пустыне. Козы Корпеш, преодолевая большие трудности, находит Баян Сулу. Когда же влюбленные захотели сочетаться браком, Карабай и Кодар злодейски убивают Козы Корпеша. Тогда Баян Сулу закалывает Кодара, а затем убивает себя.
Поэма отражает горькую долю влюбленных молодых людей в условиях господства патриархально-феодальных отношений, воспевает любовь как свободное человеческое чувство, как неотъемлемое право человека на свое счастье.
Поэму "Козы Корпеш и Баян Сулу" заслуженно относят к шедеврам мировой поэзии, называя ее казахской "Ромео и Джульетта".
Очень популярна лирическая поэма "Кыз-Жибек", поэма о жизни и любви красавицы Жибек. В ней рассказывается о том, как молодой джигит Тулеген отправился в путь в поисках достойной себе невесты и как он нашел красавицу Жибек, которой до него не нравился ни один из сватавшихся к ней женихов. Тулеген и Жибек полюбили друг друга, но жестокий феодал Базарбай, отец Тулегена, не разрешил ему жениться на Жибек. Джигит Бекежан, влюбленный в Жибек, но отвергнутый ею, подстерег Тулегена и предательски убил его. Гуси, свидетели убийства, известили об этом Жибек, и братья Жибек по ее требованию убили Бекежана. Так проходит несколько лет. На аул отца Жибек, хана Сырлыбая, напал калмыцкий хан Корен. Он требует от Сырлыбая выдачи Жибек замуж за него. К этому моменту подоспел младший брат Тулегена — Сансызбай. Он побеждает врага и по традиции женится на Жибек.