Духовная культура казахского народа. 5 класс


История Казахстана 5 класс.
Тема урока: Духовная культура казахского народа.
Цели урока:
Образовательная – объяснить смысл и значение ораторского искусства в жизни казахов, дать знания о красноречии и искусстве ораторства как особенностях духовной культуры казахов;
Развивающая - научить правильно формулировать свои мысли и делать выводы, развивать способность кратко излагать свои мысли, используя исторические термины и понятия;
Воспитательная уважения к родному языку, ораторскому искусству;
Тип Урока: изучение новой темы.
Наглядность: презентация, ноутбук, тетрадь, учебник
Ход урока:
Орг.момент.
Опрос домашнего задания. Фронтальная беседа по вопросам на стр.93
Новая тема.
Ключ ко всем искусствам – красноречие.
Запишите на листочках – что такое красноречие?
Беседа с классом.
Рассказ учителя:
По традиции, поэтическое, ораторское, певческое, музыкально-исполнительское мастерство почитались у казахов более всего, поэтому детей с малых лет учили петь, играть на домбре, говорить красиво, остроумно.
Каждый казахский юноша должен был продемонстрировать свое искусство кюйши на тризнах, тоях в честь новорожденного, а если он отказывался, его ждало «наказание»: подвешивали на аркане к потолку юрты, «подогревали» на огне и заставляли мычать. Таков был старинный ритуал.
Благодаря народным обычаям и традициям, каждый казах был в соответствии со своими возможностями исполнителем, участником представления.
Молодежь осваивала сразу несколько видов искусства. Поэты были одновременно певцами, а кюйши – композиторами, в то же время, они участвовали в конноспортивных соревнованиях или в национальной борьбе. Например, всем известные Ахан сере, Биржан сал, Жаяу Муса, Асет, Мади и другие демонстрировали свое мастерство в разных видах искусства и национального спорта. Прибытие любого из них на летовку становилось праздничным событием.
В традиционной народной школе, обучавшей поэтическому и ораторскому мастерству, не заставляли заучивать наизусть тексты, как это делалось в духовных школах-медресе. Молодые люди учились критически оценивать явления, тренировались в красноречии. Они осваивали не только словесное искусство, но знакомились с древними обычаями и ритуалом исполнения поэтических произведений. Слушателями и ценителями были многочисленные толпы людей, потому что каждый творец и исполнитель должен был пройти испытание перед народом.
Акыны искали молодых людей, стремившихся овладеть тем же искусством, которым владели они, принимали участие в судьбе каждого из них.
Изречения, высказывания и наставления ораторов раннего периода сохранялись не на бумаге, а в памяти народа. Распространяясь устно, они претерпели немало изменений, сокращений, передаваясь от поколения к поколению в значительной обработке; говоря образно, сохранили лишь суть, зерно, обратясь «в узелок с надколенную чашечку, вобравший в себя девяносто высказанных слов» и стали народными изречениями.
Многие ораторы стали легендами. Среди них Жиренше шешен, Аяз би, Алдар Косе, Паша бала и другие.
Особое место в ораторском искусстве занимали бии.
Закрепление:
1. Назовите знаменитых казахских ораторов. (Аяз би, Асан Кайгы, Айтеке би и др.).
2. Назовите известных вам казахских ораторов (Анет баба, Айтеке, Толе, Казыбек бии, Срым батыр)
3. В каком веке ораторское искусство получило особенно широкое распространение? (в 18 веке)
4. Какое место занимали казахские ораторы и бии в традиционном казахском обществе?
Рефлексия
Домашнее задание параграф 19, стр.93-97 пересказ