Конспект урока по истории Казахстана на тему Материальная культура казахского народа (5 класс)


Тема занятия: Материальная культура казахского народа (1 час)
Общая цель:Изучение особенностей материальной культуры казахского народа.
Задачи:
Образовательная: Рассмотреть казахское жилище, казахскую национальную одежду, казахскую домашнюю мебель и утварь, казахские ремесленные изделия;
Развивающая: Развивать навыки к самостоятельному мышлению, самостоятельному поиску ответов;
Воспитательная: Прививать уважение к культурным достижениям казахов, способствовать развитию толерантности.
Результаты обучения: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Ключевые идеи: Материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенности предметов домашнего обихода; обряды и традиции народа. Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия. Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы, в том числе и материальной.
Методы: словесный, практический, технология «критическое мышление», обучающая игра.
Лексика и терминология, специфичная для предмета: «Юрта», «кереге», «уыки», «шанырак», «босага», «саукеле», «тон», «шекпен» и др.
Тип урока: комбинированный.
Материальное обеспечение:учебник «Рассказы по истории Казахстана» 5 класс Ж.О.Артыкбаев и др.
Культура и внешний лоск —
совершенно разные вещи.
Эмерсон У.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Опрос д/з – работа с учащимися по приему «Чистая доска». На доске записаны понятия: «гоминиды», «чоппер», «энеолит», «Великое переселение народов», «Великий Шелковы путь», «шахристан», «этнос», «контайшы», «тархан», «торе», «бии», «казах», «руническая письменность», «Ашина», «султан». По мере того, как учащиеся называют определения, доска становится чистой.
III Изучение нового материала.
Что такое культура? С чем это понятие у вас ассоциируется? Какие виды культуры мы можем выделить? Что относится к материальной культуре? Каковы особенности материальной культуры? Что к духовной культуре? Как вы понимаете эпиграф урока?
Составьте кластер к слову «Культура» (выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди).
Что же относится к материальной культуре казахского народа? Во-первых, жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шанырак», радиально расположенных жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,- 15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей частью из войлока, реже — деревянные и плетеные. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.
Учащиеся делятся на четыре группы (при помощи бумажных монет), работают при помощи обучающей игры «Опорные сигналы» по четырем подпунктам параграфа: «Казахское жилище», «Казахская национальная одежда», «Казахская домашняя мебель и утварь», «Казахские ремесленные изделия». Учащиеся читают текст, стараются понять, конспектировать. В конспектах не должно быть слов и предложений, а только рисунки либо символы. Затем каждый ученик демонстрирует свой конспект. Работа оценивается и выбирается наиболее оригинальная.
IV Закрепление.
Попробуйте ответить на открытые тесты:
1.Основным жилищем казахского народа была....
2. Юрты по размерам были: 4-канатными, ....
3. По убранству юрты назывались....
4. Самая высокая часть юрты, служившая навершием, остовом называлась....
5. Казахи глубоко почитали порог юрты....
6. К казахской национальной одежде относятся....
7. Тон бывает двух видов....
8. Разновидностей шапана много....
9. Домашнюю мебель составляли....
10. Из кожи, дерева умельцы изготовляли предметы домашнего обихода....
V Рефлексия.
Метод пятистишья:
1.«Материальная культура»
2.2 глагола
3.3 прилагательных
4.предложение
5.5 ассоциаций
VI Объяснение домашнего задания.
Параграф 45 – читать, приготовьте сообщение об одном из элементов материальной культуры казахского народа.
VII Выставление оценок за урок.