ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СРЕДНИХ ВЕКОВ


Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 7»г. Ржева, Тверской областиПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СРЕДНИХ ВЕКОВИсследовательская работа по историиУченика 7 класса Ильчука Даниила ГеоргиевичаУчитель: Арсеньева Татьяна Евгеньевна Ржев2014 Цель : продемонстрировать значении поэзии вагантов как исторического источника по истории Средневековья. Объектом нашего изучения является творчество средневековых поэтов-вагантов, дающее возможность увидеть жизнь разных слоев средневекового общества.Гипотеза. Поэзия вагантов может реконструировать и бытовые реалии того далёкого времени, способна помочь понять дух средневекового общества. Сре́дние века́ (средневеко́вье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени. Актуальность. Произведения вагантов, на наш взгляд, дают богатейший материал для исследования, помогают глубокому погружению в эпоху, что определяет новизну нашей работы. Она заключена в том, что нами предлагается использование произведений вагантов в качестве исторического источника для реконструкции истории повседневности средневековья, особенно это важно там, где ощущается некоторый дефицит письменных источников иного плана. ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАГАНТОВ Ваганты (лат.vagantes – бродячие). - Бродячие поэты, музыканты из студентов, переходящих из одного университета в другой в поисках лучших учителей, ушедших из монастыря монахов, клириков без определенных занятий.Ваганты – это поэты, принадлежащие к неформальному литературному течению средневековой поэзии Европы. НЕГЛАСНЫЙ КОДЕКС ВАГАНТОВРадость и свобода – то, к чему устремлена душа ваганта.Ваганты противопоставили чопорному миру вольное братство, доступ в которое был открыт всем, кто готов был делиться последним грошом с нуждающимся.Свой нравственный закон ваганты отразили в стихотворении «Орден вагантов»:Все желанны, все равны,К нам вступая в братство,- Невзирая на чины,Титулы, богатство.Наша вера не в псалмах,Господа мы славимТем, что в горе и в слезахБрата не оставим. Темы произведений вагантовВино, пьянство, пирушки.Но у господа затоЕсть вино в избыткеДля продравших в кабакахВсе свои пожитки. 2. Тема отступничества от христианских духовных норм и заветов. Протест против лицемерия духовников.Серьезные жанры духовной словесности тем самым приобретали пародийное звучание:«Отче Бах, иже еси в винной смеси. Да изольётся вино твое, да приидет царствие твое; да будет недоля твоя, яко же в зерни, и в кабаце. Вино твое насущное даждь нам днесь, и остави нам кубки наши, яко мы оставляем бражникам нашим, и не введи нас во заушение, но избави сиволапых от всякого блага. Опрокинь. Во шкалики шкаликов. Опрокинь». 3. Тема лжи, отсутствия чести и совести у правящихЛожь и злоба миром правят,Совесть душат, правду травят.Мёртв закон, убита честь, Непотребных дел не счесть.Заперты, закрыты двериДоброты, любви и веры. 4. Тема богатства и красоты окружающей природы: моря, реки, горы.Ну, здравствуй, доброе лето!Ты пышной зеленью одето.Пестреют на поле цветыНеобычной красоты. ИСТОРИЯ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАГАНТОВ 1. Расцвет ордена вагантов – период крестовых походов. Ваганты создают «Призыв к крестовому походу, участвуя непосредственно в крестоносном движении.Что предрекает царь Давид,Осуществить нам предстоит,Освободить Господня сынаОт надругательств сарацина!Фридрих Барбаросса2. Довольно часто в произведениях вагантов встречается имя Фридриха Барбароссы. Отмечено, что этот германский император во время итальянских походов, совершаемых с целью захвата богатых итальянских земель, принял в свою свиту многих учёных и законодателей. В числе его свиты оказался вагант Архипиид Кельнский. Он сообщает, что в течение 12 века римское право, написанное свитой Фридриха Барбароссы, проникло во все школы, что вызвало бурное недовольство со стороны церкви во главе с Папой. Вальтер ШатильонскийИз трудов ваганта Вальтера Шатильонского известно о драматических столкновениях английского короля Генриха с архиепископом Фомой Бекетом (Шатильонский входил в его научный кружок), вызванных спорами о законах, изданных королём, в частности, против «Трактата об английских законах». Эти противоречия между королём и архиепископом привели к смерти последнего от рук убийц, направленных, по мнению большинства, королём. Возглавлять вселенную призван Рим, но скверныПолон он, и скверною все полно безмерной,Ибо заразительно веянье порока,И от почвы гнилостной быть не может прока.Не случайно папу ведь именуют папой:Папствуя, он хапствует цапствующей лапой.Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае:Помни это всякий раз, к папе подступая.Вальтер Шатильонский 3. Ваганты утверждали, что церковь «испорчена», они отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. В своих произведениях ваганты осуждали священников и монахов за отказ от бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали своё имущество бедным, питались подаяниями. Они защищали крестьян и бедняков, а священников осуждали как толстосумов, любящих хорошую одежду, еду, вино: Священнослужители Ныне стали плохи.Наши им не ведомыГорестные вздохи.В их домах, бесчинствуя,Скачут скоморохи. 4. Большинство же произведений вагантов описывали жизнь и быт обычных людей, невольно втянутых в борьбу и войны, стоящими у власти. На дорогах Европы можно было встретить много странствующего люда. Это людское море состояло из бездомных батраков, солдат, нищенствующих монахов, отрядов разбойников, поджигающих добычу на дорогах, купеческих караванов, а также бродячих артистов, циркачей, музыкантов. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, МЕСТО ВАГАНТОВ В НЕМ Ваганты, несмотря на то, что вели нищенский образ жизни, имели ряд прав и привилегий, дарованных им королями. Это преимущество ставило их вне окружающих людей. УКЛАД ЖИЗНИ ВАГАНТОВ1.БЕДНОСТЬ2. ПОСТОЯННЫЕ СТРАНСТВОВАНИЯ3. ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИСвечи яркие горят,Дуют музыканты,То свершают свой обрядВольные ваганты.Стены ходят ходуном, Пробки вон из бочек!Хорошо запить виномЛакомый кусочек!4. ПОЗНАНИЕ НАУКФилологией мояМилая зовётся.Я взираю не неёВосхищенным взором.Грамматическим мы с нейЗаняты разбором. На основе вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:Творчество вагантов даёт нам научно достоверные детали жизни, быта и нравственных устоев общества того времени.Фотографическая точность рисунка событий позволяет считать вагантов летописцами своего времени.Творчество бродячих студентов – важнейший элемент культуры Средневековья, который благодаря работе учёных не затерялся в лабиринтах истории, а нашёл своё место в духовном наследии человечества. Литература Ваганты. Колесо фортуны. М., «Летопись», 2000 г.Блок. М. Апология истории. М., «Наука», 1973 г.Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., «Искусство», 1972 г.Заборов М. История крестовых походов. М., «высшая школа», 1977 г.Карсавин л. «Культура Средних веков». Киев, «Символ», 1995 г.Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Поэзия вагантов. М., 1975; Поэзия вагантов //Пуришев Б. И. (сост.). Зарубежная литература средних веков /3-е изд. М., 2003.Интернет-источникиКорякина, Е.П. Культура Средневековой Западной Европы: особенности, ценности [Электронный ресурс]/ Е.П. Корякина.- Режим доступа: http://art/miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_ Kt.html .-Загл. с экранаПоэзия Вагантов http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/raspopin/evropejskoe-srednevekove/poeziya-vagantov.htm СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ