Урок литературного чтения на темуВ.Драгунский. Девочка на шаре. (4 класс)


В.Драгунский. "Девочка на шаре". Цели: - активизировать деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения; - повышать интерес к процессу чтения; - развивать творческие способности и творческое воображение учащихся; - умение самостоятельно ориентироваться в тексте, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении. Оборудование: Кроссворд (в том числе у детей). Проигрыватель. Пластинка (В. Шаинский “Цирк”). Ход урока. I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. II. Актуализация знаний: 1. Опрос: - С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? - Что вы запомнили из автобиографии Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972)? 2. Фронтальный опрос: - О чём вы узнали из 2 части рассказа «Девочка на шаре»? 3. Чтение толстых вопросов (д/з), по 2 части рассказа. III. Осн. часть урока: 1. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”. ( зачитать значение слова эпиграф по Ожегову) Эпиграф – выражение, цитата, афоризм, поговорка, помещаемая автором перед своим произведением. Эпиграф выражает основную мысль авторского замысла. -Эпиграфом к нашему уроку может послужить выражение «Счастье, когда тебя понимают». 2. Работа над произведением 1. Коллективное чтение: стр. 178- 179 2. Работа по содержанию: - Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют: “Я увидел…”, “Я представил…”,) - Какие звуки услышали? (стр. 130 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают: “Я услышал…” - Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор? - Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему? - Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным) - Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? - Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”) - Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”) - Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить) - Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте. 3. Физминутка 1 упражнение “Крутим обруч” - девочки 2 упражнение “Отжимаем гири” - мальчики 3 упражнение “Мы - гимнасты” - все – наклоны, повороты туловища на счет 1-2-3-4 4 упражнение “Мячики” – прыгаем 4. Ребята, я предлагаю Вам тоже устроить антракт. И во время нашего антракта я вам расскажу о некоторых цирковых профессиях. - Этот цирковой артист искусно выполняет акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия. Кто это? Эквилибрист. - Этот артист демонстрирует искусные трюки, основанные на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения. Кто это? Фокусник. - Этот артист на арене цирка искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Кто это? Жонглер. - Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это? Акроба 5. Работа с текстом: стр. 179-181 6. Работа по содержанию: - О чем он думал после представления, когда шел домой? - Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора. Учитель: И Денис стал ждать… - Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”). - Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос. - Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз? - О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок. - Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? - В какой момент вам стало грустно? - Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой? (Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”) - Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе? - Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие? Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню) - Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем? (Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”) - Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором. - Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал) - Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим) - Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает) - Разделяете ли вы его отношение? - Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…” - Прочитайте четвертый вопрос, стр. 181. - А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями? - Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером) - Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба? - Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни? - Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали? - «Девочка на шаре» - подходящее название для этого рассказа? - А другие варианты могли бы быть? («Цирк», «Как я ходил в цирк», «Дениска в цирке».) - Почему же В.Драгунский выбрал именно это название «Девочка на шаре»? («Девочка на шаре» – это то конкретно прекрасное ,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем «Девочка на шаре», придумать трудно.) 7. Закрепление. Проверка знаний. -В рассказе встречается много образных выражений. Вы можете объяснить их значение?Накупили эскимо – … (много купили) Угодил одной тетеньке в прическу - …(попал мячом) Не прическа, а нахлобучка - … ( взъерошенные волосы) Смутузим по две порции -…(съедим по две порции) Засветил прямо в дирижера - … (бросил мяч в дирижера) 8. - А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ? Викторина. 1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2) 2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…) 3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера). 4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток). 5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.) 6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого) 7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м) Вывод: - Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга). - Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе. 9. Тестирование: IV. Итог урока: - Изобразите свое настроение в конце урока, используя наши смайлики. По желанию можете продолжить предложения: «Сегодня на уроке я запомнил… Мне понравилось… Я хочу пожелать…. Я хочу похвалить….». Выставление оценок. IV. Д/з: (на выбор) 1) написать письмо Дениске 2) нарисовать иллюстрацию к рассказу 3) составить кроссворд