План-конспект по технологии Структура и составляющие промышленного производства(11класс)


11класс
Технология
Тема: Структура и составляющие современного производства.(3ч.)
Урок 1. Структура современного производства.
Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства ЕАО.
Задачи обучения:
Познакомить учащихся с основными видами деятельности человека, спецификой профессиональной деятельности.
Раскрыть сущность понятия «профессиональная деятельность», цели и задачи профессиональной деятельности человека.
Сформировать у учащихся знание об основных предпосылках развития трудовой и профессиональной деятельности человека.
Научить школьников формулировать цели и задачи своей будущей профессиональной деятельности, показать факторы, обеспечивающие успех профессиональной деятельности человека.
Задачи развития:
Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь
Формировать умения обобщать, сравнивать, анализировать.
Задачи воспитания:
Воспитывать позитивное отношение к различным видам трудовой деятельности человека.
Формировать уважение к представителям различных профессий.
Ход урока
1.Организационная часть
1.Приветствие, настрой на урок.
2.Проверка готовности учащихся к занятию.
3.Получение сведений об отсутствующих.
4.Сообщение темы, цели и задач урока.
2.Объяснение нового материала.
Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.
Профессиональная деятельность выполняет следующие функции: создание материальных и духовных ценностей и благ, получение средств для жизни человека и общества, содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих, преобразование окружающей среды.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).
По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики: сферу материального производства и непроизводственную сферу.
Они являются также сферами профессиональной деятельности.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической подготовки. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
В зависимости от юридического статуса современные предприятия в соответствии с формами собственности на средства производства делятся на: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.
Предприятие – это субъект, ведущий производственную деятельность и обладает самостоятельность в принятии хозяйственных решений.
Организационные формы предприятия:
Индивидуально – частные
Партнерство и товарищества
Акционерные общества, корпорации
3.Закрепление полученных знаний
Цель: проверить усвоение полученных знаний.
Пользуясь материалами текста, ответьте на вопросы:
1. Запишите в тетрадь определение, что такое деятельность.
2. Запишите в тетрадь определение, что такое профессиональная деятельность. Каковы функции профессиональной деятельности.
3. От каких особенностей зависит профессиональная деятельность?
4. Можно сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью?
5. Заполните схему
Сферы профессиональной деятельности
2903220438150013030204381500
6.Чем сфера материального производства отличается от непроизводственной сферы?
7. Приведите примеры связи между материальным производством и нематериальным.
4.Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях
3. Выполнить практическую работу «Определение типа предприятия промышленных предприятий своего региона».
11класс
Тема: Структура и составляющие современного производства.(3ч.)
Урок2. Формы разделения труда.
Цель: Ознакомление учащихся с спецификой разделения труда и основными его формами.
Задачи обучения:
1.Показать роль разделения и специализации труда в становлении технологической культуры.
2.Раскрыть способы организации процесса профессиональной деятельности людей, сформировать знание современных форм разделения труда.
Задачи развития:
Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь
Формировать умения обобщать, сравнивать, анализировать.
Задачи воспитания:
Воспитывать позитивное отношение к различным видам трудовой деятельности человека.
Формировать уважение к представителям различных профессий.
Ход урока
1.Организационная часть
1.Приветствие
2.Проверка готовности учащихся к занятию.
3.Получение сведений об отсутствующих.
4.Сообщение темы, цели и задач урока.
2. Повторение изученного.
Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Структура современного производства»
Выполните тест
1.Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства - это
А) разделение труда Б) специализация труда
В) профессиональная деятельность Г) деятельность
2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности – это
А) разделение труда Б) специализация труда
В) профессиональная деятельность Г) деятельность
3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта – это
А) разделение труда Б) специализация труда
В) профессиональная деятельность Г) деятельность
4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют
А) профессиональная деятельность Б) деятельность
В) специализация труда Г) разделение труда
5. Причина появления профессиональной деятельности
А) возникновение товарно – денежных отношений
Б) удовлетворение потребностей производителя
В) преобразование окружающей среды
6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности
А) материальное производство
Б) оба производства
В) нематериальное производство
7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги – это
А) деятельность В) кооперация
Б) специализация труда Г) отрасль
(Работа с классом, проверка теста. За каждый правильный ответ - 1 балл;7б - «5»;6б-5- «4»;
4б- «3»)
3. Объяснение нового материала
Разделение и специализация труда – объективная основа появления профессий и специальностей. Следует различать эти понятия.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории и т.д.
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Должность – предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.
Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности, обусловленная следующими причинами:
огромным числом профессий. В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий и специальностей;
постоянным изменением мира профессий (ежегодно возникают и исчезают около 500 профессий);
трудностью получения знаний о каждой отдельной профессии.
Существуют такие способы классификации профессий, т.е. распределение по определенным признакам:
по первой букве их названия в алфавитном порядке. Пользоваться такой классификацией в целях профессионального самоопределения можно тогда, когда знаешь название будущей профессии.
По характеру труда – преимущественно физического или умственного. Но сейчас по этому признаку классифицировать профессии трудно, т.к. в связи с автоматизацией и механизацией производства стираются различия между профессиями умственного и физического труда;
по отраслям экономики – промышленность, транспорт, торговля и т.д. классификация профессий по этому признаку условна, т.к. есть профессии межотраслевые (слесарь, водитель автотранспорта и др.);
по уровню и характеру требуемой классификации: высококвалифицированные, квалифицированные, молоквалифицированные, неквалифицированные профессии.
4.Закрепление полученных знаний
Цель: формирование и углубление знаний о формах разделения труда; понятий «профессия» и «специальность»
Задание: Пользуясь материалами текста, ответьте на вопросы
1. Составьте схему «Формы разделения труда»
1649095438150025634954381500
198882011049000256349511176000
34778956540500
62039519050001417320184150030206951905000176339519050Формы разделения труда
00Формы разделения труда

34778954064000
1417320-635000620395-5715001991995-5715002677795-5715003020695-571500
164909513017500256349513017500
2. В чем различия между профессией и специальностью и должностью?
3. Запишите в тетрадь определения «профессия» и «специальность»
4. Приведите примеры профессий и специальностей
Найдите и исправьте ошибки в таблице
Профессии Специальности
Токарь Хирург
Тракторист Преподаватель
Столяр Литературный критик
Пианист Водитель автомобиля
Монтажник Летчик – истребитель
Инженер Судья
Ветврач Швея
Сборщик полупроводниковых приборов Проводник вагонов международного сообщения
Продавец Врач
Парикмахер Учитель математики
5.Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях
3. Выполнить практическую работу «Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона».
11класс
Тема: Структура и составляющие современного производства.(3ч.)
Урок 3. Сферы профессиональной деятельности.
Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с классификацией сфер профессиональной деятельности.
Задачи обучения:
1.Познакомить учащихся с основными сферами профессиональной деятельности.
2.Раскрыть сущность понятий предмет труда ,объект труда, область труда, профессиональные человека
Задачи развития:
1.Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь
2.Формировать умения обобщать, сравнивать, анализировать.
Задачи воспитания:
1.Воспитывать позитивное отношение к различным видам трудовой деятельности человека.
2.Формировать уважение к представителям различных профессий.
Ход урока
1.Организационная часть
1.Приветствие, настрой на урок.
2.Проверка готовности учащихся к занятию.
3.Получение сведений об отсутствующих.
4.Сообщение темы, цели и задач урока.
2.Повторение изученного.
Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Формы разделения труда»
1. Назовите основные формы разделения труда.
2.Определите, к какой форме разделения труда относятся приведенные предметы:
А) наука, образование, торговля, медицина
Б) разряд, класс, категория
В) токарь, бухгалтер, экономист
Г) промышленность, с\х, транспорт, строительство
Д) технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал
Е) учитель, врач, продавец
Ж) производство подшипников, карбюраторов, фар
З) производство автобусов, легковых автомобилей, мебели
(Работа самостоятельно тетради проверка теста. 8б- «5»;7б-6б- «4»;5б - 4б- «3»)
3. Объяснение нового материала
Сфера – предел распространения, какого – либо действия.
Сфера профессиональной деятельности – имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.
Критериев классификации сфер профессиональной деятельности существует несколько.
В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.
Предмет труда – это, то на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
К предметам труда относятся: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.
Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности:
человек – природа,
человек – техника,
человек – знаковая система,
человек - человек
человек – художественный образ.
Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать :
По целям труда профессии подразделяются на следующие группы:
гностические, связанные с познавательным трудом – Г (контролер, приемщик);
преобразовательные, связанные с активным изменением свойств и состояний предметов – П (токарь, строитель);
изыскательские, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи – И (закройщик, программист).
По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:
ручной труд – Р;
механический труд – М;
автоматизированный труд – А;
труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос) – Ф.
По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:
труд на открытом воздухе – О;
труд в нормальных бытовых условиях – Б;
труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе) – Н;
труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей – М.
Классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобразить:
1943100124460Условия труда:
ОБНМ
00Условия труда:
ОБНМ

Группа профессий
182880099695Орудия труда:
РМАФ
00Орудия труда:
РМАФ

Отделы профессий
171450031115Цели труда:
ГПИ
00Цели труда:
ГПИ

Классы профессий
1600200137795Предметы труда:
Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х
00Предметы труда:
Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х

Типы профессий
Заполните таблицу: «Характеристика сфер по предмету труда»
Сфера Предметы труда Объекты труда Области труда Профессиональные качества
человек – природа Почва, вода, лес, семена, растения, животные человек – техника Добыча и обработка горных пород; монтаж, ремонт техники, зданий; управление транспортными средствами человек – знаковая система ЭВМ, графики, индикаторы, измерительные приборы, схемы, документы, деньги. человек - человек
Руководство людьми, воспитание, обучение, обслуживание людей (торговое медицинское) человек – художественный образ Художественный образ и закономерности его создания 3. Опираясь на схему расшифруйте формулу профессии ЧПФМ, состоящую из 4-х букв, где первая – тип, вторая – класс, третья – отдел, четвертая – группа профессии.
4.Закрепление полученных знаний
Цель: проверить усвоение полученных знаний.
Выполните практическую работу «Определение цели, формулы своей будущей профессии». Работу оформите в виде таблицы
1.Название профессии: ---------
Квалификационные
признаки Сфера профессиональной деятельности
1. Цель труда 2. Предмет труда 3. Орудия труда 4. Условия труда 5. Результаты (продукция) труда 6. Профессиональные качества 2. Формула профессии.
5.Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях