Презентация по теме «Деятельностные и практико — ориентированные технологии в образовании младших школьников с нарушением интеллекта »


«Деятельностные и практико - ориентированные технологии в образовании младших школьников с нарушением интеллекта ». учитель начальных классовЧуканова Светлана Владимировна. ФГОС НОО (Пункт 1.10):-признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно - практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью; -признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;-признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью происходит в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации. Обучающийся на уроке выступает в роли не только пассивного слушателя, а вовлекается в активную деятельность. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управляя уроком, обеспечить включение обучающихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Деятельностный подход положен в основу практико-ориентированного обучения. Практическая сторона деятельности обеспечивается обширным арсеналом способов, приемов, операций и процедур, контролирующих осуществление этого преобразовательного процесса, а также соответствующими формами организации перечисленных параметров в виде технологий и техник интеллектуальной работы. Содержанием обучения является содержание деятельности – ее формы организации, способы работы, рабочие операции и т.д.    В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Система дидактических принципов:Принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.    Основания для сравненияТрадиционный подходКомпетентностный подходЦель обученияПередача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образованияОриентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) Основная формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, как»Характер образовательного процессаРепродуктивныйПродуктивныйДоминирующий компонент процессаКонтрольПрактика и самостоятельная работаХарактер контрольных процессовСтатистические методы оценки учебных достиженийКомплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)Основания для сравненияТрадиционный подходКомпетентностный подход 1. Использование одноразовой посуды:ЦВЕТ, ФОРМАРАЗМЕРГЛУБИНА Сравнение двух предметов по массе Карточка46417 Перфокарты
Разрядные таблицы
Подвижные цифры Проблемные ситуацииз1а2д3а4ч5а6 Нумикон