Внеурочная деятельность Математический калейдоскоп


Администрация МО «Заиграевский район» Управление образования администрации МО «Заиграевский район» МБОУ ’’Челутаевская основная общеобразовательная школа № 2’’
Программа рассмотрена «Согласовано» «Утверждаю»
И одобрена на заседании зам. директора по УР директор МБОУ ЧООШ №2
МО « Солнышко» Побежимова Е.В. __________ Н.П. Заиграева
Протокол №______ от «____» ________2015г. Приказ №______________ «______»________2015г. от «___»_________2015г.
Рабочая программа
по предмету «Математический калейдоскоп»
2 класс
Учитель: Потакуева Людмила Викторовна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Задачи:
· Отрабатывать арифметический и геометрический навык;
· Подготовить ум к более серьезной работе. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Решая проблему развития пространственного мышления, в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
Общая характеристика программы «Математический калейдоскоп »
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально.
В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
    У детей формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Характер материала определяет назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал,. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
 · ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащихся;
· наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа;
· игра.
Ожидаемые результаты:
· умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.;
· находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
 · отличать кривые и плоские поверхности;
 · доказывать способ верного решения;
 · опровергать неправильное направление поиска;
 · уметь читать графическую информацию;
 · дифференцировать видимые и невидимые линии;
 · конструировать геометрические фигуры;
 · анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; уметь различать существенные и несущественные признаки.
Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.
Описание места программы «Математический калейдоскоп» в учебном плане.
Курс «Математический калейдоскоп » введён в часть учебного плана за счет компонента образовательного учреждения в рамках обще интеллектуального направления.. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 2 класса.
Во 2 классе 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности – качества весьма важных в практической деятельности любого человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
– Проговаривать последовательность действий.
– Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.– Учиться работать по предложенному учителем плану.
– Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
– Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
– Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
– Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
– Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.Коммуникативные УУД:
– Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
– Слушать и понимать речь других.
– Читать и пересказывать текст.
– Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
– выделять существенные признаки предметов;
– сравнивать между собой предметы, явления;
– обобщать, делать несложные выводы;
– классифицировать явления, предметы;
– определять последовательность событий;
– судить о противоположных явлениях;
– давать определения тем или иным понятиям;
– выявлять закономерности и проводить аналогии.
- воспроизводить способ решения задачи.
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- анализировать текст задачи; ориентироваться в тексте задачи, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- конструировать несложные задачи.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока темы
Кол-во часов Дата планир. Дата фактич. УУД
1 Интеллектуальная разминка. 1 . Учащиеся научатся нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор), распознавать знаково-символическое обозначение ,моделировать .
2 Числа-великаны. 1 Учащиеся научатся: целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планировать (определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
3 Мир занимательных задач. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных);проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
Будут иметь возможность научиться понимать причины успеха в учебной деятельности
4 Кто что увидит? 1 Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
принимать и сохранять учебную задачу
5 Римские цифры1 Учащиеся научатся: целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
6 .
Числовые головоломки. 1
Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
7 Секреты задач. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: самоопределению (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Формулировать проблемы;
Самостоятельно создавь способы решения проблем творческого и поискового характера.
8 В царстве смекалки. 1 Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).9. Математический марафон. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодействия).
Постановке вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
10-11 «Спичечный конструктор». 2 Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
12 Выбери маршрут..1 Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;
13 Интеллектуальная разминка. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать проблему;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
_ принимать участие в совместной работе коллектива;
_ вести диалог, работая в парах, группах;
14 Математические фокусы. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать участие в совместной работе коллектива;
_ вести диалог, работая в парах, группах;
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
15-17 Занимательное моделирование.. 3 Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
18 Математическая капилка. 1 Учащиеся научатся: формулировать познавательные цели;
находить и и выделять информацию;
подведение под понятие, выведение следствий
19 Какие слова спрятаны в таблице? 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться :формулировать познавательные цели;
- искать и выделять информацию;
- анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
20 Математика -наш друг! 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать познавательную цель;
-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
_ отрабатывать вычислительные навыки;
_ осуществлять синтез как составление целого из частей
21 Решай, отгадывай, считай. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать(определять цели, функции участников группы , способы взаимодействия).
Ставить вопросы (инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации).
Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
22-23 В царстве смекалки..2 Учащиеся будут иметь возможность научиться нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра).
24 Числовые головоломки. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
25-26 Мир занимательных задач..2 Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
-анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
_ различать способы и результат действия;
_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
27-29 Интеллектуальная разминка. 3 Учащиеся научаться оценивать работу своих товарищей (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
30 Блиц-турнир по решению задач. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
31 Математическая копилка. 1 Учащиеся будут иметь возможность принимать участие в совместной работе коллектива;
_ вести диалог, работая в парах, группах;
_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
_ координировать свои действия с действиями партнеров;
32 Геометрические фигуры вокруг нас. 1 Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и поискового характера
33. Математический лабиринт. 1 Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
34. Математический праздник. 1 принимать участие в совместной работе коллектива
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал