Образовательная программа вокального кружка


Программа работы вокальных студий
(на 5-17лет)
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Программа обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.   Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
 Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач. Обучающие:
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
  научить использовать при пении мягкую атаку;
  сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
  обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. 
 Развивающие:
  развить гармонический и мелодический слух;
  совершенствовать речевой аппарат;
  развить вокальный слух;
  развить певческое дыхание;
  развить преодоление мышечных зажимов;
  развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
  развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
  расширить диапазон голоса;
  развить умение держаться на сцене. 
 Воспитательные:
  воспитать эстетический вкус учащихся;   
  воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  воспитать чувство коллективизма;
  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
  воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. 
Особенности возрастной группы детей которым адресована программа.
Возраст детей 5-17 лет. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Подготовительная группа- (5-7 лет)
Младшая группа - (8-10 лет)
Средняя группа - (11-14 лет)
Старшая группа - (15-17 лет)
Расписание занятий.
Подготовительная группа:
Вторник – 17:00-18:00
Четверг – 17:00-18:00
Младшая группа:
Понедельник -17:00- 18:00
Пятница – 16:30-17:30
Средняя группа:
Понедельник- 14:00-15:00
Среда -14:00-16:30
Четверг – 14:00- 15:00
Старшая группа:
Вторник – 15:30-16:30
Среда – 14:00- 16:30
Пятница – 15:30- 16:30
Индивидуальные вокальные занятия:
Понедельник – 15:10-16:50; 18:00- 19:00
Вторник – 14:00- 15:00
Четверг- 15:00-17:00; 18:00-19:00
Пятница – 14:00- 15:0
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 144 часа.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Периодичность в неделю – 2-3раза.
Продолжительность занятия – 1.ч.30мин.
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
1.Работа над певческой установкой и дыханием.
(20 часов). Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
2.Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
(30 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
3.Работа над дикцией и артикуляцией.(24 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
4.Формирование чувства ансамбля.(30 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
5.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (40 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
Подготовка и проведение творческого отчетного концерта.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), проигрыватель, мини-диски, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, концерты,конкурсы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные.
Учебно-тематический план
на первый год обучения.
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов в том числе
теоретических практических 1. Певческая установка. Певческое дыхание. 20 5 15
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 30 5 25
3. Работа над дикцией и артикуляцией 24 4 20
4. Формирование чувства ансамбля. 30 5 25
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 40 5 35
Итого: 144 24 120 Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.
Первое полугодие.
№ Тема занятия Часы Дата проведения
1 Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. 4 2 Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. 6 3 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 14 4 Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 12 5 Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 8 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в студии , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 20 Второе полугодие первого года обучения.
№ Тема занятия Часы Дата проведения
1 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 10 2 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
16 3 Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных 12 4 Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 22 5 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 20 Всего 144 часа
Учебно-тематический план
на второй год обучения.
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов в том числе
теоретических практических 1. Певческая установка. Певческое дыхание. 35 5 30
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 45 5 40
3. Работа над дикцией и артикуляцией 36 6 30
4. Формирование чувства ансамбля. 40 5 35
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 60 10 50
Итого: Итого :216 31 185
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения
Первое полугодие.
№ Тема занятия Часы Дата проведения
1 Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. 10 2 Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. 15 3 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 20 4 Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 16 5 Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 20 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в студии , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 25 Второе полугодие второго года обучения.
№ Тема занятия Часы Дата проведения
1 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 10 2 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
25 3 Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных 20 4 Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 20 5 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 40 Всего 216 часов
Ожидаемый результат.К концу обучения учащиеся вокального объединения должны уметь: исполнять вокальные произведения с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, умение по-актерски исполнять песни, чисто интонировать), работать в вокальном ансамбле, слушать одновременно звучащие голоса, выразительно поддерживать их, а иногда вести собственную мелодическую линию, исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус один» В результате обучения детей должны быть видны презентабельные показатели: участие в мероприятиях, концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. Это улучшит престиж объединения.