программа кружка Весёлые нотки 3-4 классы на 2014-2015 учебный год


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
Школьная ул., д.20, с. Новоатьялово, Ялуторовский р-н., Тюменская обл., 627050 тел.34-1-60
РАССМОТРЕНА
на заседании методического совета
Протокол № 1
от 8 сентября 2014 г. ПРИНЯТА
на педагогическом совете
Протокол № 2
от 10 сентября 2014 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 104-од
от 10 сентября 2014 г.
Директор школы:____________ Исхакова Ф.Ф.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Весёлые нотки».
на 2014-2015 учебный год.
Рассчитана для обучающихся 3-4 классов
Составитель:
руководитель кружка
Хайруллина Г.К.
с. Новоатьялово
2014 г.
Пояснительная записка.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис и важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу.
Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.
Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Приобщение к музыке включает в себя ознакомление детей с классическими произведениями, современными, с источниками музыкальной культуры.
 Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни.
Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придаёт разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма.
Музыка вокальная – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.
Педагог по вокалу должен научить своих воспитанников основам музыке, принимая во внимание возрастные особенности учащихся. Для того чтобы занятия в кружке проходили плодотворно, руководитель должен правильно организовать и направить свою работу.
Руководитель должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы дети с удовольствием посещали занятия.
Целью данной программы
 является развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке и раскрытие их.
Задачи программы.
Знакомство детей с разнообразием жанров музыки.
Формирование любви и устойчивого интереса к музыке.
Закрепление приобретенных умений и навыков, демонстрация детям широты их возможного применения.
Воспитание стремления, целеустремлённости, четко идти к поставленной цели, прививание навыков работы в коллективе; поощрение доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитание стремления к организации своего свободного времени, помощь детям в стремлении улучшить свои достигнутые результаты.
Развитие эстетически-художественного вкуса, нравственности, фантазии, абстрактного мышления.
Обогащение визуального вкуса и широких возможностей у детей.
Учебно-тематический план 
№ п/п Содержание занятий Количество часов
Всего Теория Практика Дата
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. «История возникновения песни. Знакомство с творчеством мастеров-песенников». Выбор репертуара. 3 2 1 02.09.
09.09.
16.09.
2 Нотная грамота. Музыкальные инструменты. Запись нот и читка с листа. 6 3 3 23.09.
30.09.
07.10.
14.10.
21.10.
28.10.
3 Разучивание песен по желанию учащихся. 2 2 04.11.
11.11.
4 Подготовка к празднику осени. Разучивание песни «Ах какая осень» 2 1 1 18.11.
25.11.
5 Подготовительные занятия к новому году. Разучивание песен по желанию учащихся. 4 1 3 02.12.
09.12.
16.12.
23.12.
6 Духовная музыка России (знакомство) 1 1 13.01.
7 Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест, фанфары (слушание). 1 1 20.01.
8 Подготовительные занятия к 23 февраля. Разучивание песен. Репетиционные занятия. Выступление на утреннике. 4 1 3 27.01.
03.02.
10.02.
17.02.
9 Подготовительные занятия к 8 марта. Разучивание песен «Солнышко лучистое», «Телэк телэ». Выступление на утреннике. 2 1 1 24.02.
03.03.
10 Фольклор. Народные инструменты. Плясовые наигрыши(слушание). Разучивание песни «Бэрлегэн», «Эйт эле, кубэлэк». 3 1 2 10.03.
17.03.
24.03
11 Знакомство с народным праздником «Карга боткасы», репетиционные занятия, разучивание народных песен, проведение праздника «Карга боткасы» 2 1 1 07.04.
14.04.
12 Образ Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. Песни Победы. Слушание песен. Разучивание песен. 1 1 21.04.
13 Разучивание детских песен: «Оранжевая песня», «Маленькая страна», песни из мультфильмов. Подготовка и выступление на отчетном концерте. 3 1 2 05.05.
12.05.
19.05.
 14 Итого: 34 15 19 Содержание программы.
 
I История песни.
Введение в образовательную программу.
Программа и режим работы.
Ознакомить родителей с правилами работы кружка.
Организационные вопросы:
- анкетные данные: Ф.И.О., домашний адрес, класс.
 
II Распевки.
1) Для разогрева связок
ми - ме - ма - мо - муди – дэ – да – до – ду (и т.д., меняя согласные)
«Мы перебегали берега»
2) На дыхание
а – о – у – ы – и (расписание гласных)
3) На дикцию
Как на горке, на пригорке
Стоят 22 Егорки (с прыжками)
III Разучивание песни.
1. знакомство с песней;
2. запоминание слов (1 куплет);
3. постепенное разучивание с мелодией;
Разучивание с аккомпанементом и т.д. по аналогичной схеме. Выучив песню, следует работать над выразительностью исполнения.
IV Работа перед зеркалом.
С исполнением выученной песни перед зеркалом. Ребенок должен видеть свое отражение и осознавать, что его мимика должна быть красивой, эстетичной.
V Работа на сцене.
Заключается в том, чтобы дети умели выходить красиво на сцену и уходить с неё, чтобы дети уютно и комфортно чувствовали себя на сцене, уверенно ориентировались в пространстве сцены.
В течение всего творческого сезона дети активно принимают участие в творческих вечерах, концертах и театрализованных представлениях:
 концерт ко дню Знаний;
 концерт, посвященный Дню Учителя;
 новогодние праздники;
 концерт ко Дню 8 Марта;
 концерт ко Дню Победы;
 отчетный концерт;
 концерт ко Дню защиты детей.
Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий)
иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией видеоматериала)
 
Методическое обеспечение программы
Сайт «Музыкальная Фантазия» http://music-fantasy.ru/materials/mama-samyy-luchshiy-drugСайт «Разноцветный Мир» http://www.miroslava-folk.ru/school-audioСайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru/songs/Сайт для детей и родителей «Чудесенка» http://chudesenka.ru/load/0-3Сайт «Мир детства» http://free-best.ucoz.ru/load/detskie_pesni/8Сайт «Детские мелодии» http://detskiemelodii.ru/load/17-1-0-476Бесплатный школьный портал «Про школу» http://www.proshkolu.ru/MP3-диск «Детские песни»
MP3-диск «День Победы»
DVD-видео караоке «Жырлыйбызмы?» (Споём, друзья?)
DVD-видео караоке «Дуслар жыелган жирдэ» (Вместе с друзьями)
Сборник «Новые песни и игры для детей». Олег Лыков и Ирина Лыкова; Сборник «Вместе с мамой сладко засыпаем: колыбельные для малышей», авт. Волкова;
Сборник «100 песен популярных российских исполнителей»
Примерные изучаемый репертуар:
«Мой добрый учитель»;
«Укытучы кэне»
Сау булыгыз ак каеннарУкытучыма (Учителю)
Яратыгыз (Любите свою страну!)
Туган авылым (Родная деревня)
Новогодние игрушки
С новым годом!
«Ах какая осень»,
«Осень непогодушка»
«Мама»
Мама самый лучший друг
Моя мама лучшая на свете
Добрая сказка
Э.Ханк «Я у бабушки живу»
Е.Крылатов «Все сбывается на свете».
Г.Струве «Новогодний хоровод»;
Е.Крылатов «Снежинка»;
Е.Крылатов «Колокола».
А.Лядова «Все мы моряки»;
Артековская «Бескозырка»;
Ю.Чичков «Дружат дети на планете»;
Львов-Компанеец«Песенка про папу».
Ю.Антонов «Живет на свете красота»;
В.Серебрянников «Песенка вешняя»
Здравствуй, школа! Слова и музыка Н. Тананко.
Мы теперь ученики Музыка: Г.Струве, Слова: К. Ибряев.
Моя любимая школа Студия Родники, Музыка Е. Лучникова, Слова В. Графчикова.
Сказочный город
Песни по желанию детей.
Техническое обеспечение программы
синтезатор;
музыкальный центр-караоке
компьютер
беспроводной микрофон «Ritmix RWM-221»
 
Ожидаемые результаты:
 
Дети должны знать:
предоставление об искусстве вокала (что такое песня и для чего она нужна);
об оформлении музыкального класса;
язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
о форме одежды;
как создать определенный образ в исполнении песни.
Должны научиться, должны уметь:
 слушать и слышать музыку;
 вовремя вступать после музыкального вступления;
 движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
 ритмично двигаться под музыку;
 красиво выходить на сцену;
 ориентироваться в пространстве сцены;
 красиво уходить со сцены.
Дети принимают участие в различных конкурсах и концертах.
Программа кружка «Веселые нотки» предназначена для учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
 
 
Список литературы.
1.     О.А. Апраксина «Детское музыкальное пособие»
2.     Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе»
3.     Д.Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в школе»
4.     Т.Н. Овчинникова «Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором»