Рабочая программа вокального коллектива Весёлые нотки.


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа «Школа Перспектива»
Утверждено
директор школы
_______И.Г. Ермакова
«___»_____2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Вокальный ансамбль «Весёлые нотки»
( уровень ознакомительный)
Возраст детей:6-8
Срок реализации:1 год
Количество часов - 72
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории:
Мазина Ирина Викторовна

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Вокальный ансамбль «Весёлые нотки» относится к художественной направленности.
Пение - такой же естественный для ребенка физиологический процесс, как дыхание, движение и т.д. Первый крик новорожденного сродни певческому процессу взрослого человека. Но, далеко не каждый взрослый может помериться силой звука с маленьким ребенком. С возрастом мы перестаем правильно дышать, забываем, что в нас было вложено самой природой. Как же вернуть механизм правильного дыхания повзрослевшим детям? Их просто нужно учить петь, ведь пение укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, расслабляет нервную систему. Пение - самый доступный музыкальный инструмент. Нужно только захотеть его освоить. Занятие пением помогает ребенку почувствовать себя востребованным, учит коллективной ответственности и просто помогает создать что-то свое в творчестве, помогает раскрепоститься.
КОНЦЕПЦИЯ
Основной целью работы вокального объединения является, прежде всего, выявление вокально-одаренных детей, создание условий для их музыкального развития и вокального образования. Большое внимание уделяется подбору певческого репертуара. Воспитание гражданина, патриота в процессе работы над песенными образами, одна из главных приоритетных целей в приобщении детей к песенному творчеству. Образы Родины, наших героических современников, образы природы, детства, исторические подвиги, все это присутствует в песенных образах, которые дети пытаются понять и перенести на сцену. В связи с этим, приоритетом в работе объединения является воспитание души ребенка в соответствии с понятиями «гражданственность», «патриотизм», «гуманизм». Культуру пения, которые дети осваивают на занятиях в объединении «Весёлые нотки», они привносят в дальнейшем на уроки музыки, где помогают другим детям осваивать азы вокального искусства.
Актуальность программы
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В объединении «Весёлые нотки» обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Вокальный ансамбль «Весёлые нотки», направленная на духовное развитие обучающихся.
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа вокального ансамбля «Весёлые нотки» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Программа отличается тем, что:
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников младшей возрастной группы в вокальном объединении за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос пытается решить данная программа.
В основу программы для организации творческого процесса воспитания вокалистов положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Большой вклад в развитие новых методик и певческих технологий внесли преподаватели Московского Института Современного искусства. Так, Андрей Билль певец, заслуженный артист России и руководитель эстрадной студии «Музыкальный фрегат», является автором программы для детских студий эстрадного вокала..
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Направление состоит из 9 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании песенного и репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
ПРОГРАММА рассчитана на 1 год обучения, для детей 6-8 лет, предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях. В соответствии с СанПиН 2.4.4.1251-03 занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (2 по 45 минут учебное занятие и один 15-минутный перерыв). Общее количество занятий в год – 72 (72 часа). Виды занятий - учебные, концертные, итоговые.
Формирование групп осуществляется по возрастному принципу.
Группа формируется из детей с разным качеством звука и музыкального слуха (интонации)
В каникулы проводится репетиционная работа, проходят концертные и конкурсные выступления.
Тематический материал в вокальном творчестве носит сквозной характер.
Использование на занятиях голосооберегающих технологий и приемов, в т.ч. чередование практической и теоретической части урока.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
1 Основной формой занятия в объединении «Весёлые нотки» является урок, на котором дети осваивают технику пения, занимаются разучиванием произведений, работают с микрофонами , знакомятся с аккомпаниментом песни, работают над образным рядом произведения, знакомятся с музыкальной грамотой , с разными стилями и направлениями вокального искусства.
2.Урок-постановка, на котором отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
3. Урок-репетиция на сцене:
работа над общей сценической культурой, сценическими движениями.
4.Занятие-концерт.
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Демонстрационный, игровой, словесный, метод наблюдений, метод анализа, метод упражнений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
В результате обучения пению в течении1 года
воспитанник будет:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Первичная диагностика проводится в форме собеседования и прослушивания ученика, где руководителем определяется степень чистоты интонирования, диапазон, тембр, примарные звуки.
Промежуточный контроль осуществляется в форме полугодовых отчетных концертов с участием всех детей объединения.
Итоговый контроль осуществляется в конце года обучения в форме отчетных концертов, результатов участия в фестивалях и конкурсах , шефской работы с младшими школьниками не занимающимися в кружке.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/пТема занятий Часы Методы контроля
Общее
кол-во Теория Прак-
тика Вокально-хоровая работа
1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом. 1 1 - Наблюдение
2. Певческая установка. Дыхание. 7 1 6 Наблюдение
3. Распевание. 19 1 18 Наблюдение
4. Вокальная позиция. 7 1 6 Наблюдение
5. Звуковедение. Использование певческих навыков. 20 2 18 Наблюдение
6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. 5 1 4 Наблюдение
7. Беседа о гигиене певческого голоса. 1 1 - Наблюдение
8. Работа над сценическим образом. 6 1 5 Наблюдение
Концертно-исполнительская деятельность
9. Праздники, выступления. 6 - 6 Оценка зрителей, жюри
Итого 72 9 63
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков
Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.
Гёте.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
II. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка
полученных вокальных навыков.
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
III. Распевание
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
1. Упражнения по дикции, артикуляции
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
V. Дикция. Артикуляция
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика
Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (Дыхательные упражнения по методике СтрельниковойТренажер самоконтроля развития дикции;
Упражнение на дикцию и артикуляцию
VI. Гигиена певческого голоса
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
Составление памятки по гигиене голоса.
VII. Сценическая культура и сценический образ
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
Мимический тренинг
Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179 );
Упражнения на координацию движений;
Практическая работа по формированию сценического образа.
VIII. Основы нотной грамоты
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер .
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
Выучить название и написание всех длительностей;
Пение гаммы по нотам со словами и показом;
Пение песен по нотам;
Звучание интервалов и угадывание их на слух;
Запись ритмического рисунка;
Элементы контроля правильности пения по нотам;
Секреты устранения фальши.
IX. Движения вокалистов под музыку
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
X. Вокально-хоровая работа
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр
Упражнения с твердой и мягкой атакой.
Подготовка к выходу на сцену.
XI. Импровизация
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.
Практические занятия:
Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
Элементы импровизации в детском исполнении.
XII. Собственная манера исполнения
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
Выбор песни;
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Ресурсное обеспечение программы:
Методическая литература по эстрадному вокалу
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
Актовый зал;
Мультимедийный проектор.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
«Секреты вокального мастерства» Н.Б. Гонтаренко 2007
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Б. Асафьев «Русская музыка» 1968
2. «Чистый голос» Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. Москва 2003
3. Л. Дмитриев « Основы вокальной методики» М-2000
4.В.Морозов «Тайны вокальной речи» М1987
В.Морозов «Искусство резонансного пения» М 2002
6.Н.Н. Попков «Постановка голоса» Москва 2006
7.Сальваторе Фучито «Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо» СП-2007
8.Н.Гарбузов «Внутризонный интонационный слух и методы его развития» Москва 1969
9.В.Соколов «Средства художественной выразительности» М 1993
10.В.Конен «Рождение джаза» М1984
11. В.Конен « Этюды о зарубежной музыке» М 2000
12.К. Станиславский «Работа актера над собой» 1951 Москва
13.Л.Дмитриев «Наука помогает педагогике» Сов.музыка 1966
14.Б.Теплов «Психология музыкальных способностей»М 1961