Программа вокального кружка «Весёлые нотки»


Программа вокального кружка
«Весёлые нотки»
Программу составила Чернова Н.В.
МОУСОШ № 3
Г.Тверь
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;






Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы:
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план

п/пТемы Количество часов 1ый год обучения 2ой год обучения 3ий 4ый года обучения
1 Вводное занятие 1 1 2
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 1 1 2
3 Охрана голоса 1 1 2
4 Певческая установка 1 1 2
5 Звукообразование. Музыкальные штрихи 2 2 4
6 Дыхание 2 2 4
7 Дикция и артикуляция 2 2 4
8 Ансамбль. Унисон 2 2 4
9 Ансамбль. Элементы двухголосья. 2 2 4
10 Музыкально-исполнительская работа 2 2 4
11 Ритм 2 2 4
12 Работа над репертуаром 10 10 20
13 Концертная деятельность 4 5 10
14 Итоговые занятия, творческие отчеты 1 1 2
Итого 33 34 68


1 –й год обучения
Цель: создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Учебно – тематический план 1 – го года обучения

п/пРазделы Общее кол-во часов В том числе практических теоретических
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 1 - 1
3 Охрана голоса 1 - 1
4 Певческая установка 1 1 -
5 Звукообразование. Музыкальные штрихи 2 1 1
6 Дыхание 2 1 1
7 Дикция и артикуляция 2 1 1
8 Ансамбль. Унисон 2 1 1
9 Ансамбль. Элементы двухголосья. 2 1 1
10 Музыкально-исполнительская работа 2 2 -
11 Ритм 2 1 1
12 Работа над репертуаром 10 9 1
13 Концертная деятельность 4 4 -
14 Итоговые занятия, творческие отчеты 1 1 -
Итого 33 23 10
Содержание программы 1– го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки»
9.Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
10.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
11.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.

2ой, 3ий, 4ый года обучения
Цель: создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру
2-ой, 3-ий, 4-ый года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение
на 4-ом году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Учебно – тематический план 2 – го года обучения

п/пРазделы Общее кол-во часов В том числе практических теоретических
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 1 - 1
3 Охрана голоса 2 1 1
4 Певческая установка 1 1 -
5 Звукообразование. Музыкальные штрихи 2 1 1
6 Дыхание 2 1 1
7 Дикция и артикуляция 2 1 1
8 Ансамбль. Унисон 2 1 1
9 Ансамбль. Элементы двухголосья. 2 1 1
10 Музыкально-исполнительская работа 2 2 -
11 Ритм 2 1 1
12 Работа над репертуаром 10 9 1
13 Концертная деятельность 4 4 -
14 Итоговые занятия, творческие отчеты 1 1 -
Итого 34 24 10
Содержание программы 2 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
11.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
12.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 2 – го года обучения.
- петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция)
- уметь чисто интонировать;
- уметь воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- уметь пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Учебно – тематический план 3го года обучения

п/пРазделы Общее кол-во часов В том числе практических теоретических
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 1 - 1
3 Охрана голоса 2 1 1
4 Певческая установка 1 1 -
5 Звукообразование. Музыкальные штрихи 2 1 1
6 Дыхание 2 1 1
7 Дикция и артикуляция 2 1 1
8 Ансамбль. Унисон 2 1 1
9 Ансамбль. Элементы двухголосья. 2 1 1
10 Музыкально-исполнительская работа 2 2 -
11 Ритм 2 1 1
12 Работа над репертуаром 10 9 1
13 Концертная деятельность 4 4 -
14 Итоговые занятия, творческие отчеты 1 1 -
Итого 34 24 10
Учебно – тематический план 4го года обучения

п/пРазделы Общее кол-во часов В том числе практических теоретических
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 1 - 1
3 Охрана голоса 2 1 1
4 Певческая установка 1 1 -
5 Звукообразование. Музыкальные штрихи 2 1 1
6 Дыхание 2 1 1
7 Дикция и артикуляция 2 1 1
8 Ансамбль. Унисон 2 1 1
9 Ансамбль. Элементы двухголосья. 2 1 1
10 Музыкально-исполнительская работа 2 2 -
11 Ритм 2 1 1
12 Работа над репертуаром 10 9 1
13 Концертная деятельность 4 4 -
14 Итоговые занятия, творческие отчеты 1 1 -
Итого 34 24 10
Содержание программы 3го и 4го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
11.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
12.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 3го 4го года обучения.
- владеют техническими программами приемами пения;
- поют в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владеют певческой позицией;
- умеют выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умеют анализировать свои действия.
.