Программа вокального кружка Весёлые нотки


1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
Пение - важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в гармоническом развитии ребёнка и обеспечивает его разностороннее музыкальное развитие. В нём заключён не только большой потенциал эмоционального и познавательного развития, но и развития других музыкальных способностей - тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, память. Кроме того, во время пения у ребёнка формируются его высшие психические функции, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками в ансамбле.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, и каждый ребёнок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнёру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива, развивается ответственность за общее дело, ведь от вклада каждого зависит общий успех.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Пение - наиболее распространённый и самый доступный вид искусства для всех времён и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Набор в вокальный кружок «Весёлые нотки» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально – творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.
Данная дополнительная образовательная программа имеет общекультурную направленность.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
2. Содержание программы
2.1 Цель и задачи
Цель программы:
Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей
2.2 Особенности возрастной группы детей
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке. Различием в работе со старшими детьми - более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
2.3 Содержание деятельности
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Формы проведения занятий включают:
Беседу, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановку, репетицию, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.
2.4 Работа с родителями
Работа с родителями включает в себя:
демонстрацию родителям потенциала объединения, знакомство с его особенностями;
предъявление условий, соблюдение которых позволит детям успешно освоить предлагаемые требования;
регулярную демонстрацию талантов их детей (концерты, выступления и т.д.)
Родители активно привлекаются к созданию сценического имиджа коллектива.
2.5 Условия реализации программы
Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» предусмотрена на 1 год. Продолжительность учебных занятий составляет: в младшей группе (учащиеся 1 класса) – 37 часов в год, в старшей группе - 37 часов в год.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6,5 -15 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут в каждой группе. Группы делятся на две возрастные категории: первая группа – учащиеся 1 класса, вторая группа – учащиеся 2-9 классов.
Количество обучающихся в группе от 2 до 15 человек.
Классный руководитель заинтересован иметь среди своих учеников поющих детей, которые могут выступать на родительских собраниях, классных праздниках, концертах и конкурсах школы. Очень важно, что дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата.
Для реализации программы необходим кабинет или зал, оборудованный музыкальным центром, компьютером, микрофонами.
2.6 Ожидаемые результаты
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и в районных конкурсах и фестивалях песни. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки является умение практически использовать полученные умения и навыки – выступления с концертной программой в концертах различного уровня, конкурсах, фестивалях и т.п.
В ходе реализации данной программы у учащихся формируются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.
1. Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
-коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
3. Рабочая программа
3.1 Учебный план
Младшая группа
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов
1. Певческая установка. Певческое дыхание. 2
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 4
3. Работа над дикцией и артикуляцией 2
4. Формирование чувства ансамбля. 6
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 23
Итого: 37
Старшая группа
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов
1. Певческая установка. Певческое дыхание. 2
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 4
3. Работа над дикцией и артикуляцией 2
4. Формирование чувства ансамбля. 6
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 23
Итого: 37
3.2 Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Теоретич. Практич. Всего
1 Певческая установка. Певческое дыхание. 1 1 2
2 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 1 3 4
3 Работа над дикцией и артикуляцией 1 1 2
4 Формирование чувства ансамбля. 2 4 6
5 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 3 20 23
Итого: 37
3.3 Календарный учебный график
День недели Время Группа
Четверг 14:00 младшая
Суббота 14:00 старшая
4. Критерии оценки (оценочный материал)
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на сельских и районных мероприятиях.
5. Методический материал
5.1 Содержание программы
Работа над певческой установкой и дыханием (2 часа)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (4 часа)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией (2 часа)
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля (6 часов)
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (23 часа)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокальных навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
5.2 Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, акустическая система, микрофоны, фонограммы музыкальных произведений, методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.6. Список литературы
1. Белоусенко М.И., Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г.
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хореначальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Приложение
Календарно – тематическое планирование
Младшая группа
№ п/п Тема занятия Музыкальный материал Дата проведения
1 полугодие
Музыка в нашей жизни. Певческая установка. Попевки «Коза», «Воробышек», «Солнышко» 03.09
Дыхание и дыхательная гимнастика «Первоклашки-девочки» сл. и муз. Е.Веденькин
Попевки «Коза», «Воробышек», «Солнышко» 10.09
Формирование чувства ансамбля. Дикция, артикуляция, слово. «Первоклашки-девочки» сл. и муз. Е.Веденькин
17.09
Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. « В пещере горного короля» Э. Григ
« Ежик» Д.Кабалевский«Первоклашки» сл. и муз. И.Крутого
24.09
01.10
Формирование чувства ансамбля «Первоклашки» сл. и муз. И.Крутого
08.10
15.10
Формирование сценической культуры. «Мамочка милая»
 Муз. В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой.
22.10
29.10
05.11
12.11
Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. «Мамочка милая»
 Муз. В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой «Настоящий друг»
муз. Островского, сл. Петровой 19.11
26.11
03.12
10.12
Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. «Песенка про гласные»
муз. Абелян, сл. Степанова
«Капризные зонты» Слова и музыка - Т.Бурцева 17.12
24.12
Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. « Баю-бай», Р.н.п.
«Капризные зонты» Слова и музыка - Т.Бурцева
«Мамочка милая»
 Муз. В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой.
14.01
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. «Русская зима» Музыка и слова: Л. Олифирова«По тропинкам через сёла» Муз. Шаинского, сл. Харченко 21.01
2 полугодие
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Русская зима» Музыка и слова: Л. Олифирова«По тропинкам через сёла» Муз. Шаинского, сл. Харченко 28.01
Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Что такое зима»  Музыка и слова Ю.Вирижникова04.02
11.02
Формирование чувства ансамбля «Булочка» Слова и музыка Анны Петряшевой«Конопушки» муз. и сл. П.Сасина18.02
25.02
03.03
Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. «Булочка» Слова и музыка Анны Петряшевой«Конопушки» муз. и сл. П.Сасина10.03
Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение. «Весенняя звёздочка» муз. Бурцевой, сл. Погореловой«Паровоз-букашка» Муз. А. Ермолова, сл. А. Морозова 17.03
Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Чижик» муз. народная, сл. А.Усачёва 24.03
Формирование сценической культуры. «Серьезная и легкая музыка» Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады 31.03
07.04
Формирование сценической культуры. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Весенняя звёздочка» муз. Бурцевой, сл. Погореловой«Паровоз-букашка» Муз. А. Ермолова, сл. А. Морозова
«Чижик» муз. народная, сл. А.Усачёва 14.04
21.04
Формирование сценической культуры. Формирование чувства ансамбля. «Росиночка – Россия» муз. Зарицкой, сл. Шевчука
«Главный праздник» муз. Н.Мухамеджановой, сл. Н. Мазанова
«Прадедушка» муз. и сл. А.Ермолова 28.04
Подведение итогов. Исполнение любимых песен. 05.05
12.05
19.05
26.05
Календарно – тематическое планирование
Старшая группа
№ п/п Тема занятия Музыкальный материал Дата проведения
1 полугодие
1. Музыка в нашей жизни. Певческая установка. «Я пою» муз. и сл. И. Крутого 05.09
2. Дыхание и дыхательная гимнастика «Я пою» муз. и сл. И. Крутого 12.09
3. Формирование чувства ансамбля. Дикция, артикуляция, слово. «Учитель» муз. и сл. Нужиных19.09
4. Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. « В пещере горного короля» Э. Григ
«Я пою» муз. и сл. И. Крутого
«Учитель» муз. и сл. Нужиных26.09
5. 03.10
6. Формирование чувства ансамбля «Лучшая мама» муз. и сл. С. Лазаревой 10.10
7. 17.10
8. Формирование сценической культуры. «Мама» сл. И муз. С. Бакуменко
«С Днём Рождения, мама» сл. И муз. Плотниковой 24.10
9. 31.10
10. 07.11
11. 14.11
12. Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. «Лучшая мама» муз. и сл. С. Лазаревой
«Мама» сл. И муз. С. Бакуменко
«С Днём Рождения, мама» сл. И муз. Плотниковой 21.11
13. 28.11
14. 05.12
15. 12.12
16. Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. «Звёздный календарь»
«Я пою» муз. и сл. И. Крутого 19.12
17. 26.12
18. Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. «Под счастливою звездой» сл. И муз. Владимирова«Новогодняя» 16.01
19. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. «Звёздный календарь»
«Под счастливою звездой» сл. И муз. Владимирова«Новогодняя» 23.01
2 полугодие
20. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Емеля» муз. Сереевой30.01
21. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Емеля» муз. Сереевой«Цветные сны» муз. Дунаевкого, сл. Олева06.02
22. 13.02
23. Формирование чувства ансамбля «Рождается новый день» сл. И муз. Картавых
«Мама и дочка» муз. Шайдуловой, сл. Плотниковой 20.02
24. 27.02
25. 05.03
26. Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. «Рождается новый день» сл. И муз. Картавых
«Мама и дочка» муз. Шайдуловой, сл. Плотниковой 12.03
27. Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение. «Сто святых церквей» музыка В.Морозова, слова С.Красикова
19.03
28. Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Сто святых церквей» музыка В.Морозова, слова С.Красикова
26.03
29. Формирование сценической культуры. «Серьезная и легкая музыка» Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд детской Российской эстрады 02.04
30. 09.04
31. Формирование сценической культуры. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. «Сто святых церквей» музыка В.Морозова, слова С.Красикова
«Огонь памяти» сл. И муз Плотниковой 16.04
32. 23.04
33. Формирование сценической культуры. Формирование чувства ансамбля. «Сто святых церквей» музыка В.Морозова, слова С.Красикова
«Огонь памяти» сл. И муз Плотниковой 30.04
34. Подведение итогов. Исполнение любимых песен. Изученный репертуар 07.05
35. 14.05
36. 21.05
37. 28.05