Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в форме ЕГЭ. Текст. Проблематика текста. Позиция автора


Технологическая карта урока.
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в форме ЕГЭ.
Текст. Проблематика текста. Позиция автора».
Урок № 97. 14.03.2016
Бессонова Елена Борисовна
Предмет: русский язык
Класс: 11 б
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока:
Образовательная:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;
Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательная:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений
Задачи урока:
обратить внимание на речевое оформление сочинения
отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения
Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;
исходный текст (по С.И.Сивоконю) (см. Приложение);
раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).
Тема урока Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)
Цель Формирование навыков написания сочинения-рассуждения
Задачи Повторение структуры сочинения-рассуждения.
Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.
Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.
Развитие монологической и диалогической речи.
Формируемые УУД Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Ресурсы Компьютер, презентация, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.
Организация пространства Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.
Этапы урока, цель этапа, время Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЗадания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов УУД
Организационный.
Мотивационный
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: вступительное слово учителя
(3 мин.) Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем
Обращаюься к обучающимся:
Тема урока пока полностью неизвестна. Она зашифрована, попробуем ее разгадать.
- Проблемный вопрос:
Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока? Подготовка к работе на уроке.
Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока Самопроверка готовности к уроку Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока
(2 мин.) Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание части 2 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначаль-ных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическая часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание №25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Формулируется тема урока «Проблемы зарождения и развития писательского таланта»
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение
2. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».
(3 мин.) Лексическая работа.
1)талант-это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности;
2)преданность - это исполненный любви и верности к кому-чему-нибудь;
3)самопожертвование-это жертвование своими личными интересами ради других;
4)драматизм-это крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.
Индивидуальное задание.
Обучающиеся подобрали примеры возможных эпиграфов к уроку:
«Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека». А.Островский.
«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы».
М. Горький
«Талант — это вера в себя, в свою силу» М. Горький Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения
3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.
Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.
(5 мин.) Организую работу в группах по определению проблем текста
Помогаю верно сформулировать обозначенные проблемы.
Сергей Иванович Сивоконь (род. 17 августа 1933, Сормово) — русский литературный критик и литературовед, специалист по детской литературе. Окончив в 1960 году факультет журналистики МГУ, долгие годы (с 1961 г.) работает в журнале «Семья и школа». Автор книг, статей и очерков о творчестве Корнея Чуковского, Бориса Житкова, Самуила Маршака, Виталия Бианки, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Агнии Барто, Виктора Драгунского, Андрея Некрасова, Л. Пантелеева, Николая Носова и других ведущих русских детских писателей XX века. Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:
что волнует автора? какова основная проблема текста?
Информация о выполнении задания.
1 группа определяет проблему.
- Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема драматичной судьбы писателя.
Позиция автора: предложение №5
2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема зарождения и развития писательского таланта.
Позиция автора: предложение №12
3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему самоотверженной преданности своему делу.
Позиция автора: предложение №31
Определяют проблемы, поднимаемые автором.
Корректируют ответы друг друга. Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.
Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.
Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.
4. Формулирование проблемы.
Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.) Обращаю внимание на формулировку проблемы
(по И. П. Цыбулько): ставить(выдвигать, предлагать для решения, выполнения, обсуждения), а не затрагивать или упоминать Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь: «Проблема зарождения и развития писательского таланта».
Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.
Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.
Коммуникативные: умение выражать мысли
5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.
(3 мин.) Организую работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.
Обращаю внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы) Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста. Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.
6. Определение позиции автора.
Выражение собственного мнения.
Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.) Организую работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждаю учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:
Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами. Определите их значение. Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод. Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.
Познавательные:
постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.7.Аргументация проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.
(3 мин.) Организую работу по нахождению аргументов.
Предупреждаю о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).
Обращаю внимание на разделение аргументов в два абзаца. Называют и сопоставляют аргументы.
Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.
Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы. Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.
Цель: усвоение учащимися определения тезиса.
(4 мин.) Организую усвоение детьми нового способа действий, подвожу итого анализа.
Акцентирую внимание на том, что заключение может быть в разных формах.
Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы.
Используют алгоритм написания. Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием
разных форм:
-вывод-обобщение;
-ответ на вопрос;
-призыв к действию;
-концовка с использованием цитаты. Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.
Цель: самооценка результатов своей деятельности.
(10 мин.) Организую деятельность по применению полученных знаний.
Оказываю помощь учащимся при написании работ. Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга. Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами. Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.
10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов
Прослушивание частей сочинения учащихся.
Работа над сочинением.
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
(4мин.) Выявляю границы применения нового знания.
Корректирую и комментирую все выступления обучающихся. Корректируют работы. Исправляют недостатки в работах. Коммуникативные:
умение быть готовым корректировать свою точку зрения
11. Рефлексия деятельности
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
(1 мин.) Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся.
Слово учителя.
- Урок хочется завершить словами: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы». М. Горький
Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.VIII. Домашнее задание. (1 мин.) Предлагаю написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту С.И.Сивоконя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе Записывают задание, задают вопросы Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту
Приложение. Исходный текст
  (1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».
(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов…
(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда…(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?
(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни… (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.
«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:
— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи… (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку. (30)Мне становится страшно.— (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.
— (ЗЗ)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)Записывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».
(З7)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру! (39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых…
 (По С. Сивоконю)