Тренинг по наркомании Все в твоих руках



ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
2016 Г.
Разработала
Педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №1»
Куриленко Нина Алексеевна
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:
Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
изменение отношения детей к наркомании;
умение сказать "Нет наркотикам";
формирование мотивации к сохранению здоровья
Ход:
Ведущий просит группу ответить на вопросы:
- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
- Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
- Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
Мозовой штурм:
- Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?
Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики потому, что эти вещества помогают ему:
- снимать барьеры в общении
- удовлетворять свое любопытство
- снимать напряжение и тревожность
- стимулировать активность
- следовать принятой традиции
- приобретать новый опыт".
В конце подводится итог и делается обобщение, были ли сделаны какие-то открытия.
Игра "Ассоциации".
Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово «наркотики» «наркомания» или «зависимость»? 
Игра «Рыбак и рыбка».
Цель игры: показать детям, что есть вещества, которые иногда предлагают попробовать бесплатно (чтобы испытать на себе их действие), Но если человек их попробует, то за это ему придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Ход игры: в центре круга стоят дети («рыбки»). За кругом — ребенок с удочкой («рыбак»). «Рыбак» закидывает, пустую удочку в центр круга, и начинает ловить «рыбу». Но «рыба» не ловится.
Вопрос: почему рыба не клюет? — Нужна приманка. Что является приманкой для рыбы? — Хлеб, червяк, каша и т.д.
«Рыбак» насаживает на крючок приманку (интересный предмет) и начинает снова ловить «рыбу». «Рыба» (дети), стоящие в кругу, должны поймать и удержать наживку. Как только кто-то из детей поймает наживку, «рыбак» тянет к себе и вытаскивает «рыбку». Игра заканчивается.
Ребенок, которому первому удается схватить приманку, может оставить ее себе, и, казалось бы, он выигрывает! Но на самом деле выигрывает «рыбак». Он ловит «рыбку», а «рыбка» (ребенок) проигрывает: ее поймали. Тех ребят, кто приманку не схватил, «рыбак» поймать не может.
Вопрос: как вы думаете, рыбаки дают приманку рыбе бесплатно или нет? — Рыбе приманку предлагают бесплатно, но после этого ее зажарят и съедят.
Заключение.Человек постоянно будет расплачиваться не только деньгами, но и свободой, здоровьем, семьей, а в конце концов, и жизнью
А будет ли рыбак есть приманку, которую насаживает на крючок? Люди разве едят червяков? — Нет. Даже если рыбак будет приманивать рыбу хлебом, он не ест хлеб с крючка!
Поэтому крупные торговцы наркотиками (наркомафия) сами никогда не употребляют их.
Заключение. Человек, начавший употреблять наркотики, подобен рыбе, которая попала на крючок. Сравните ее положение с рыбами, которые плавают свободно. Точно такое же различие между людьми, которые употребляют наркотики, и теми, которые их не употребляют.
Игра «Веришь – не веришь»
Ведущий предлагает ребятам несколько утверждений и просит выразить свое доверие или недоверие жестами. Большой палец вверх – верю, вниз – не верю, открытая ладонь – не знаю. На суд учащихся предлагаются научные теории, приметы, сплетни, выдержки из рекламных роликов
Возможные высказывания:
Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.
Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманами.
Не все наркотики приносят вред. Есть сильные и слабые наркотики.
Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.
Наркотики не всегда вызывают зависимость. Ты всегда можешь остановиться.
Наркомания – это болезнь.

Наркотики помогают решать проблемы.
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Наркоманы - это не люди.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме (любая презентация о вреде ПАВ) Упражнение делается по кругу.
ПРИВЫЧКА → ПОТРЕБНОСТЬ → ПРИСТРАСТИЕ → ЗАВИСИМОСТЬ → РАБСТВО.
НЕ умеющий сказать НЕТ, должен быть назван РАБОМ
Упражнение «Как сказать НЕТ!».
Вариант 1. Ведущий предлагает всем участникам сесть в круг. Сам ведущий находится в центре круга. Любому из стоящих в кругу ведущий кидает мяч, предлагая попробовать наркотики. Тем самым педагог намеренно создаёт для участников ситуацию выбора, которую очень часто школьникам предлагает улица.
Примеры ситуации:
1. Слушай, (имя ученика), давай покурим косячок.
2. Петя, с днём рождения тебя. Думаю, ради праздника стоит расслабиться и попробовать таблетку
3. Лена, хватит уже переживать о случившемся, лучше прими эту таблетку.
4. Я проверил на себе, попробовал наркотик и стал посмелее.Возьми?!
Участник, которому предложена ситуация выбора, должен ответить отказом, однако отказ в каждом случае имеет различную направленность.
СЛАЙДЫ
1 (Отказ-соглашение – человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие)
- Спасибо, нет.. Мне ещё предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.).
(Отказ-обещание – человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять.Самая лёгкая форма отказа – бесконфликтное решение ситуации).
- Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде. И тебе предлагаю сделать тоже самое.
.(Отказ-альтернатива – отказ направлен на предложение или внешние обстоятельства, однако при этом выдвигается альтернативное предложение.Удачная форма отказа, т.к. не затрагивает личных чувств предлагающего).
Давай лучше сходим в кино.
(Отказ-отрицания – отказ направлен на само предложение или предлагающего.Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение).
- Спасибо, нет. Это не в моём стиле. Или Мне не нравится вкус наркотика.
(Отказ-конфликт – крайний вариант отказа-отрицания. Обычно направлен на предлагающего. Агрессивен по форме).
- Спасибо, нет. Но я не такой сумасшедший. Или Я же не наркоман.
Вариант 2.Участники делятся на пары. Первый предлагает второму попробовать сигареты, алкоголь, наркотики, а второй отказывается, аргументируя свой отказ. Затем участники меняются ролями. Участнику, старающемуся отказаться, раздаются листы с возможными уважительными причинами для отказа.
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
- Спасибо, нет. Если приму наркотик, то потеряю власть над собой.
- Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчёт в том, что я делаю.
- Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
- Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?
Анализ упражнения:
Вопросы к первому участнику:
- Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали?
- Всегда ли отказ звучал убедительно?
Воросы ко второму участнику:
- Отметьте, какие причины является уважительными с вашей точки зрения. Оказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания.
- Было ли вам сложно отказать собеседнику? Почему