Урок литературы в 11 классе Я была тогда с моим народом…

Конспект урока по литературе

в 11 классе
на тему:



«Я была тогда с моим народом»
(Раздумья о судьбах России. Жизнь и творчество Анны Ахматовой)







Учитель: С.В.Громова
























Цели урока:1).Ознакомить выпускников с личностью поэта серебряного века Анной Ахматовой, своеобразием её поэтического наследия;
2).пробудить интерес к личности и поэзии Ахматовой, вырабатывать навыки самостоятельного исследования творчества поэта;
3).воспитывать у учащихся любовь к русской классике и гордость за свой народ, свою Родину.

Тип урока: урок-исследование
Форма урока: литературный салон
Оформление урока: портрет А.Ахматовой, слайды о жизни и творчестве поэта, выставка изданий А.Ахматовой.
Запись на доске:
Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение.
Фолиант – толстая старинная книга большого формата.
Месса – католическая церковная служба.
Апокалипсис – христианская церковная книга, содержащая пророчество о конце мира.

Перечень сборников А.Ахматовой: 1912 г. – «Вечер»
1914 г. – «Чётки»
1916 г. – «Белая стая»
1921 г. – «Подорожник»
1922 г. – «Anno Domini»
1945 г. – «Тростник»






























1


Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица

И может быть, поэзия сама –
одна великолепная цитата.

Анна Ахматова
Ход урока
1.Оргмомент(цели и задачи урока).
2.Вступительное слово учителя.(Читает наизусть).

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной чёткой линией.
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.

Вся ваша жизнь – озноб.
И завершится – чем она?
Облачный – тёмен – лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
(11 февр., 1915г.)
Это стихотворение М.Цветаевой посвящено Анне Ахматовой. В нём есть и точное описание портрета Ахматовой, и сложный, противоречивый характер, и предчувствие нелёгкой судьбы, и оценка её поэзии, и признание её творчества. Сегодня речь пойдёт о личности Ахматовой и о своеобразии её поэтического наследия. Хотелось бы, чтобы одиннадцатиклассники верно определили для себя значение поэзии Ахматовой, потому что принято называть её стихи чисто женскими, только о любви, но это далеко не так.
В Петербурге в многоэтажном доме на Таврической улице в квартире поэта Вяч. Иванова в круглой угловой комнате под названием «Башня» по средам собирались поэты и читали стихи

(Инсценировка)
Один из таких декабрьских вечеров1911 года. Николай Степанович Гумилёв, муж Анны Ахматовой, признанный поэт, и Анна Ахматова в гостиной Вяч. Иванова. (Входит ученица, играющая роль Ахматовой и садится за стол). Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, тёмные волосы, на лбу подстрижены короткой чёлкой. Небольшой, тонкий, нечасто улыбавшийся рот. Тёмные, суровые глаза.

2

Молодой поэт:
- Кто эта женщина?
Другой поэт:
- Анна Ахматова, жена Гумилёва. (Ехидно). Она «тоже пишет».
Молодой поэт:
- Её нельзя не заметить! Она очень обаятельна!
Другой поэт:
- Вы думаете? Впрочем, она, кажется, не лишена способностей. Ещё барышней она писала:
И для кого эти бледные губы
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукаво.
Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе.
Третий поэт:
-Анна Андреевна, вы прочтёте?
(Гумилёв с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Остальные снисходительно улыбаются).
Анна Ахматова(тихо):
-Я прочту. (Громче). Я прочту.( Читает стихотворение «Песня последней встречи»).

Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки;
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки;

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри:

Я обманут, слышишь, унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.

Молодой поэт:
- Превосходно, не правда ли?
Другой поэт:
- Не серьёзно. Посмотрим, что скажет Вячеслав Иванов!
Третий поэт:
- Вероятно, ничего, так, отметит какую- нибудь техническую особенность.
Вяч. Иванов(встаёт и подходит к А.Ахматовой, целует ей руку):
-Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.

3

1-ый критик: В этом стихотворении лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Какая сильная, эмоционально-психологическая деталь, подчёркивающая душевное смятение, волнение: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Звучание стиха напоминает перехваченное дыхание, прерывающийся голос. А как выразительна последняя строка благодаря использованию эпитета: «Только в спальне горели свечи равнодушно-жёлтым огнём». В коротком стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедии последней встречи.
Учитель: Так Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) прочно вошла в русскую поэзию.
Анна Ахматова( читает ученица от лица поэта): «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в селении Большой Фонтан на даче Саракани. Назвали меня Анной в честь бабушки, а её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царскосельские.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Лето проводила под Севастополем, получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.
В 1907 году гимназический курс закончила в Киеве, В Фундуклеевской гимназии. В 1908 г. поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
В 1910 году вышла замуж за Гумилёва. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов я сделалась акмеисткой».
1-ый исследователь:
Первая книга стихов А.Ахматовой «Вечер» вышла в марте 1912 года тиражом 300 зкз. и содержала 46 стихотворений. Дебют встречен критикой сочувственно. Рецензенты отмечали, что «Ахматова – уже сложившийся художник, поэт, соединяющий в себе два положительных качества: совершенство женственности с трогательно-изысканной интимностью».
Учитель: Основное место в лирике Ахматовой в этот период, бесспорно, занимает любовная тема.
Ученица читает стихотворение «Сероглазый король».
Слава, тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл
И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля»

4
2-ой исследователь: На пёстром и разноречивом фоне поэзия Ахматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостью выражения мыслей. Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя интонация.
В предреволюционную поэзию её лирика вошла свежей струёй искреннего чувства. Верная заветам Пушкина, Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам. В стихотворении о Пушкине – лицеисте всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо.(Юноша читает стихотворение «Смуглый отрок»):
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
1-ый критик: Как удачно выбрано слово «лелеем»! Не «слышим», не «помним», а именно «лелеем», т.е. любовно бережём в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина передано двумя маленькими деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу. Строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест осенней опавшей листвы. Сказать многое в немногом – один из заветов подлинного искусства. Ахматова училась этому у Пушкина, Баратынского, Тютчева, Анненского.
3-ий исследователь: Из всех книг Ахматовой «Чётки» имели самый большой успех и в то же время самую противоречивую критику. «Чётки» должны были на практике осуществить принципы акмеизма как противопоставление символизму. Но мнения по этому поводу раздвоились. Отделяя Ахматову от акмеизма, поэт Б.Садовский писал: «Госпожа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В её поэзии чувствуется что-то родственное Блоку. Лирика Ахматовой – сплошное горе, покаяние и мука, истый же акмеист должен быть самодоволен. В акмеизме отсутствует трагедия, отсутствуют элементы подлинной лирики».
В 1964 году, выступая на вечере, посвящённом 50-летию выхода «Чёток», поэт А.Тарковский говорил; «С «Чётками» для Ахматовой наступила пора народного признания».
(Исполняется под гитару песня на слова Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить»).
4-ый исследователь: Однако Ахматова не была бы выдающимся поэтом, если бы оставалась в кругу только личных переживаний. Беспокойное ощущение эпохи, несомненно, коснулось и её, казалось бы, замкнутого мира. Время было тревожное: шатались вековые устои Российской Империи, первая империалистическая война.
( Ученица читает стихотворение «Молитва»):
Дай мне горькие годы не дуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Поэт ощущает эти минуты народного бедствия как перелом в своей личной судьбе. Тревога в лирике Ахматовой рождена чувством истинного патриотизма, которое в дальнейшем становится одним из основных мотивов ахматовского творчества Любовь к Родине никогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом.
5

Учитель: Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал трагедийную катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже( в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем.
Перед нами поэт, ощутивший грозную ответственность своего искусства перед эпохой, готовый идти на жертвы и полагающийся лишь на силу и власть поэзии:
(Ученик читает стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту).

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье,
Или актёру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить
Как видим, для Ахматовой важнейшее значение имеет чувство высокой моральной ответственности перед своими современниками. К такому пониманию искусства и своего места в современности она подошла в 1917 году и написала стихотворение «Мне голос был» (ученица читает стихотворение):

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.


2-ой критик: Почему героиня стихотворения «замкнула слух»? Не от искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о внешнем отъезде из России, но и вероятность внутренней эмиграции по отношению к ней.
Учитель: 1921 год был трагическим для Ахматовой: как враг народа был расстрелян по обвинению в заговоре муж Николай Гумилёв. С середины 20-ых годов стихи Ахматовой почти перестали печатать, а старые – переиздавать.
3-ий критик: Несмотря ни на что, чувство родины для Ахматовой свято, без ощущения родины для неё невозможна душевная гармония. Образ России у Ахматовой неотделим от судьбы поколения, народа. В 1922 году она пишет:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

6

Это было ответом на негативное отношение к её творчеству.
5-ый исследователь: 30-ые – 40-ые годы были страшными не только для Ахматовой, но и для всей страны. Семнадцать месяцев, с 1938 по 1939 годы Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Николаевича Гумилёва; он арестовывался трижды: в 1935-м, 1938-м и 1939-м годах.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, почему 30 – 40-ые годы оказались страшными для нашей страны?(Учащиеся могут рассказать о годах сталинской репрессии).

Ахматова (ученица рассказывает от лица поэта): «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо( там все говорили шёпотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
-Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».
5-ый исследователь: Так появляется «Реквием», над которым автор работает с 1935 по 1940-й годы. В «Реквиеме» Ахматова пишет не только о сыне Льве Гумилёве и о своей судьбе, но и о судьбе многих и многих людей. Выбор жанра заупокойной мессы, посвящённой памяти усопших, помогает Ахматовой подняться над личной болью и слиться с общим народным страданием:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В «Реквиеме» Ахматова рассказала о чудовищности тоталитарного режима, который охватил Россию в 30-ые – 40-ые годы, поэтому долгое время наше общество делало вид, что в творчестве Анны Андреевны нет такого произведения, как «Реквием».
6-ой исследователь: В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. «Она патриотка, - записал в дневнике писатель Павел Лукницкий, посетивший её в августе 1941 г., - и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень ободряет её». Другой современник вспоминает о поэте: «В самые мрачные дни она поражала глубокой верой в победу. Как будто ей было известно то, чего ещё не знал никто из нас». В стихотворении «Клятва», написанном в июле 1941 года гордо звучали слова:
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
7-ой исследователь: Анна Андреевна долго отказывалась от эвакуации в Ташкент. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать родной Ленинград. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

Учитель: В заключение хотелось бы предложить послушать это стихотворение в исполнении самого автора. Это живой голос самой Ахматовой, дошедший до нас спустя почти полвека!
(Звучит магнитофонная запись стихотворения «Мужество» в исполнении А.Ахматовой).
В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны заключено истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах Анны Ахматовой:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.



7

Таким образом, поэзия Ахматовой не только исповедь влюблённой женщины, это прежде всего исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья -
Ведь всё равно я с вами до конца.



Объяснение домашнего задания.
Чтение и письменный анализ стихотворения из сб. «Вечер», «Четки» (на выбор).
Индивидуальное задание: «Любимые эпитеты ранней Ахматовой, их роль в создании настроения ее лирики







































15