Особенности взаимодействия социального педагога


Особенности взаимодействия социального педагога с замещающими семьями
Теоретические основы работы с замещающими семьями
Понятие замещающей семьи, виды и формы семейного замещения.
В последнее десятилетие в России отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими, нахождения родителей в местах заключения.
Социальные сироты – это сироты при живых родителях, которые устранились или не участвуют в выполнении родительских обязанностей. Выделяют следующие категории социальных сирот: отказные дети; дети хронически больных родителей; дети, родители которых лишены родительских прав за аморальные действия по отношению к своим детям; дети. Рожденные женщинами – заключенными в местах лишения свободы; подкидыши, брошенные родителями в общественных местах.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, жили изначально в неблагополучных, дезорганизованных семьях. Дезорганизация семьи – это разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей и семейных ценностей, когда один или более членов семьи не могут или не хотят точно выполнять свои ролевые обязанности. А любой тип семейной дезорганизации предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.
Таким образом, в детские дома и школы-интернаты в большинстве случаев, попадают дети сироты, имеющие различные личностные и поведенческие отклонения.
В настоящее время государство стало особенно заботиться о детях сиротах и создавать условия для их семейного устройства. Одной из форм устройства детей является замещающая семья.
Существует два типа замещающей семьи (по Хрустальковой Н.А.):
Замещающая семья – это любой тип семейного устройства ребенка – приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенком в сиротским учреждении [1].Профессионально-замещающая семья – это приемная, патронатная семьи или семейная воспитательная группа, где воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является профессиональной деятельностью замещающих родителей, которые прошли специальный отбор, получили соответствующую подготовку, наделены юридическими правами и ответственностью как и кровные родители при сохранении всех социальных льгот и пособий на приемных детей [1].
Принять ребенка в семью можно на разных условиях, существует несколько форм семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формы семейного устройства:
1. Приемная семья - форма семейного устройства ребенка (детей) в семью "приемного родителя" на основании договора, заключенного между приемным родителем и органом опеки и попечительства. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленным нормативам. Приемным родителям выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается на определенный срок, который может быть как один год, так и до даты наступления совершеннолетия ребенка.
Особенности:
Возможно передать в семью детей не имеющих статуса под усыновление, детей осужденных родителей и, в ином случае, обреченных жить в детском доме.
Менее жесткие требования к кандидатам - примерно такие же, как и при опеке.
На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения приемного ребенка. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные законодательством.
По исполнении приемному ребенку 18-ти лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье приемного родителя.
Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
2. Опека (попечительство) - форма семейного устройства ребенка сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет, причем если ребенок переживает рубеж 14-тилетия в Вашей семье, то опека автоматически переходит в попечительство. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения и ответственности за него. Однако обязанность содержания ребенка на опекуна (попечителя) не возлагается. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека (попечительство) может быть установлена на срок до совершеннолетия ребенка, однако в случае отсутствия взаимопонимания между подопечным и опекуном (попечителем), либо в связи с изменением состояния здоровья, либо по другим уважительным причинам опекун (попечитель) может быть освобожден от исполнения обязанности опекуна (попечителя) до достижения ребенком совершеннолетия. В случае виновного поведения опекуна (попечителя) он может быть отстранен от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) и в этом случае становится невозможным в будущем его назначение опекуном (попечителем) этого же или другого ребенка, а так же его возможность быть усыновителем. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.
Особенности:
Опека (попечительство) устанавливается решением органа местного самоуправления, который, в соответствии с законодательством, является органом опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется судебного разбирательства.
На подопечного ребенка органом опеки и попечительства в большинстве случаев выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие опекуну (попечителю) в организации обучения, отдыха и лечения подопечного. Пособие выплачивается в следующих случаях: если родители ребенка лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах, по состоянию здоровья не могут самостоятельно исполнять родительские обязанности, умерли либо признаны судом умершими, находятся в местах лишения свободы или содержатся под стражей, признаны судом недееспособными или ограничено дееспособными, находятся в розыске либо признаны безвестно отсутствующими или в случае если они добровольно передали ребенка под опеку. В остальных случаях пособие не выплачивается.
По исполнении подопечному 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Менее жесткие требования к кандидату в опекуны (попечители) в части дохода, не требуются справки об отсутствии судимости.
Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна (попечителя).
Не исключено вмешательство органа опеки и попечительства или появления претендента на усыновление ребенка.
Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
3. Усыновление и удочерение
Усыновление (удочерение) - форма семейного устройства ребенка сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства ребенка.
Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие, такая же ответственность, как и за своих кровных детей.
Особенности:
- Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.
- Юридически устанавливаются родственные отношения, права и обязанности, в том числе и наследования, сохраняющиеся и по исполнении ребенку 18-ти лет. А так же утрачиваются права и обязанности усыновленного ребенка по отношению к своим родителям (своим родственникам). Однако могут быть сохранены отношения усыновленного ребенка с родителем или с родственниками, что должно быть указано в решении суда.
- Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону.
- Оформляется дольше, чем опека, т.к. производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.
- После усыновления государство оказывает ту же помощь, что и при рождении и воспитании кровного ребенка, в том числе: предоставление отпуска в связи с усыновлением ребенка (при усыновлении новорожденного ребенка), и выплат в связи с принятием ребенка в семью, которые аналогичны выплатам, производящемся при рождении и уходу за кровным ребенком.
- Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищным условиям по сравнению с другими формами устройства.
- Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
- Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями проживания, воспитания и содержания усыновленных детей.
Особенности психологического развития детей в замещающей семье
Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. [6]
Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.
Исследуя отечественных и западных психологов, Флейк-Хобсон К. и Робинсон Б.Е. в своем учебнике «Развитие ребенка и его отношение с окружающими», дают сравнительная характеристику детей, оставшихся без родительского попечения, где показано, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, несколько позднее формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. [23]
Известны случаи, когда у детей, живущих в детдомах с их негативным эмоциональным окружением, а также у тех, кто жил в семье с конфликтной атмосферой, наблюдались задержки в росте и прибавлении веса. Это явление, известно под названием «депревационной карликовости», обусловлено тем, что организм ребенка реагирует на эмоциональные переживания, прекращая выработку гормона роста. [23]
По данным многих исследований, дети, воспитывающиеся в приемных семьях, отличаются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением ребенка в чужую семью.
Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы, ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие.
Дети, в силу разных обстоятельств оказывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки, переживают многие из перечисленных ситуаций, что приводит ко многим психологическим особенностям их развития и поведения. Поведение детей, перенесших разного рода психические травмы, очень трудно оценить с позиций нормального поведения ребенка. Дети, воспитывающиеся вне семьи, отличаются от своих ровесников растущих в семьях.
По данным психологических исследований нарушения поведения и развития у детей, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям не только у детей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, у членов их семей. Эти нарушения влияют на дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.Поведение детей характеризуется проявлением раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. [23]
Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в приемных семьях должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это – внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
Дубровина И.В выделяет три сферы, в которых процесс становления личности осуществляется наиболее эффективно:
деятельность, которой занимается ребенок,
его общение и развитие,
становление самосознания.[9, с. 10]
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников замещающих семей:
особый социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен; ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;
наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);
наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;
ограничение социальной активности ребенка;
недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;
наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;
принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;
жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;
ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;
выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого чувства "мы".
Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.[19]
Быть замещающими родителями — нелегкий труд. Для того чтобы приемный ребенок вырос гармоничным, самостоятельным и полноценным членом общества, нужно многое в него вложить, и речь идет не только о престижном образовании и достойных условиях для жизни, необходимо воспитать здорового, счастливого и уверенного в себе человека.
Воспитание и обучение школьников в замещающих семьях нередко сопровождаются стрессом, причины которого, прежде всего в смене образа жизни, как ребенка, так и родителей, изменении атмосферы семейных отношений, а так же в чрезмерных нагрузках на ребенка в современной школе. Замещающим родителям не хватает практических навыков, помогающих применять в той или иной ситуации полученные знания, а в трудных ситуациях главное - принять быстрые и продуманные меры, чтобы исправить ситуацию.
Практические основы работы социального педагога с замещающими семьями.
Методика и технология работы с замещающими семьями.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21]
Этапы программы подготовки и сопровождения замещающих семей:
1 этап - Подготовительный
Цель - определить направление работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
Существует 2 основных направления:
1. Целенаправленная работа по реинтеграции ребенка в кровную семью
2. Определение возможных форм семейного устройства для дальнейшей работы с кандидатами в замещающие родители.
Задачи:
1. Сбор информации о истории жизни ребенка
2. Проведение полной психолого-педагогической диагностики
3. Подготовка персонала интернатного учреждения к особенностям взаимодействия с этим ребенком
4. Подготовка учителей школы к приходу нового ребенка в класс
5. Определение возможных изменений в жизни ребенка путем общения с родственниками и органами опеки
6. Составление плана работы по устройству ребенка в семью
7. Составление медико-психолого-педагогической карты воспитанника
8. Социально-психологическая работа с кровными родственниками или бывшими замещающими родителями
Участники:
- ребенок,
- биологические родственники,
- бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),
- персонал интернатного учреждения,
- педагогический коллектив образовательного учреждения, которое посещает ребенок,
- сотрудников органов опеки и попечительства, к которому прикреплен ребенок.
Основные методы и методики:
1. Теоретический анализ документов, писем, характеристик и т.д.
2. Анкетирование
3. Наблюдение
4. Беседа
5. Проективные методы
6. Составление генограммы семьи
7. Игра
2 этап – Реабилитационный этап
Цель - эмоционально-психологическая подготовка ребенка к проживанию в семье.
Данная цель реализуется путем психологической реабилитации ребенка и помощи в адаптации в интернатном учреждении.
Задачи:
1. Целенаправленная работа с кровными родственниками (в случае если был установлен контакт на подготовительном этапе), направленная на реинтеграцию ребенка в кровную семью или на снижение негативного влияния на ребенка в вопросах его проживания в замещающей семье.
2. Подготовка ребенка к принятию решения - решения о проживании в семье. (Ребенок может оказаться в детском доме по разным причинам. В интернатных учреждениях встречаются дети, которые были возвращены из замещающей семьи. На данном этапе с такими детьми так же должна проводиться реабилитационная работа.
3. Психолого-педагогическая работа с педагогическим коллективом и группой детей, с которыми проживает ребенок в интернатном учреждении.
4. Формирование у ребенка положительного образа семьи.
Участники:
- ребенок,
- группа детей, с которыми общается ребенок в интернатном учреждении,
- биологические родственники (если таковые имеются),
- бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),
- персонал интернатного учреждения,
- педагогический коллектив образовательного учреждения, которое посещает ребенок,
- сотрудников органов опеки и попечительства, к которому прикреплен ребенок.
Основные методы и методики:
1. Наблюдение
2. Интервью
3. Анкетирование
4. Беседа
5. Проективные методы
6. Работа с "Песочницей"
7. Использование элементов арттерапии 8. Игра

3 этап – Этап выбора
Цель - подобрать кандидатов в замещающие родители, способных наиболее полно реализовать право ребенка жить и воспитываться в семье.
Задачи:
1. Подбор кандидатов в замещающие родители путем определения психологической, физиологической и эмоциональной совместимости кандидатов с ребенком (детьми)
2. Целенаправленная работа по реабилитации ребенка. К данному этапу ребенок частично реабилитировался после попадания в детский дом, но работа по реабилитации не должна прекращаться с появлением кандидатов в замещающие родители
3. Формирование готовности ребенка к жизни в замещающей семье
а) изучение представлений ребенка о том, какую семью ребенок видит в будущем
б) какими видит ребенок отношения в семье между родителями и родителями и детьми
в) что должны делать дети, чтобы жить в семье и что должен сделать ты?
г) расскажи, что ты можешь сказать о себе, своим будущим родителям
4. Подготовка к знакомству с кандидатами в замещающие родители. Эти два процесса: подготовка к знакомству с кандидатом и реабилитация должны дополнять друг друга.
5. Подготовка кандидатов к знакомству с кровными родственниками ребенка.
6. Диагностика уровня эмоциональной, физической и психологической готовности кандидатов в замещающие родители и ребенка
Понимание уровня готовности обеих сторон позволит специалисту выбрать по какой технологии будет осуществляться дальнейшая работа с данной семьей:
а) Пятишаговая технология сопровождения
Данная технология включает в себя следующие этапы:
1. Подготовка ребенка к встрече с будущими родителями;
2. Встреча и установление взаимоотношений;
3. Адаптация ребенка к новой семье;
4. Формирование привязанностей ребенка к семье;
5. Формирование личностной идентичности приемного ребенка
На данном этапе будет реализовываться 1 шаг "Подготовка ребенка к встрече с будущими родителями", остальные шаги на следующих этапах.
б) Девятишаговая технология сопровождения «Шаги любви»
1 шаг - Принятие решения;
2 шаг - Выбор ребенком семьи;
3 шаг - Первая встреча (приезд в семью);
4 шаг - "Медовый месяц";
5 шаг - Замкнутость;
6 шаг - Проверка;
7 шаг - Адаптация;
8 шаг - Привязанность, внутренняя связь;
9 шаг - СЕМЬЯ - здесь начинается любовь.
На данном этапе будет реализовываться так же 1 шаг "Принятие решения", а остальные шаги на следующих этапах.
Участники:
- ребенок,
- группа детей, с которыми общается ребенок в интернатном учреждении,
- биологические родственники (если таковые имеются),
- бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),
- персонал интернатного учреждения.
Основные методы и методики:
1. Наблюдение
2. Интервью
3. Анкетирование
4. Беседа
5. Сочинение
6. Проективные методы
7. Игра
8. Метод "Песочница"
4 этап – Подготовка к проживанию
Цель - выявить наибольшее количество факторов, затрудняющих реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье и разработать способы выхода из сложных ситуаций при проживании ребенка в замещающей семье.
Задачи:
1. Диагностировать основные страхи кандидатов в замещающие родители
2. Диагностировать основные страхи ребенка, возникшие после знакомства с замещающими родителями
3. Знакомство замещающих родителей с кровными родственниками ребенка
4. Выбор стратегии поведения кандидатов в замещающие родители с кровными родственниками
5. Организация встречи и установление взаимоотношений
Подготовить вместе с ребенком рисунки, поделки, альбом с фотографиями;
Представься своим будущим родителям, опекунам и т.д.;
Предложи им посмотреть альбом, рисунки;
Задай вопросы о том, что тебя интересует будущим родителям, опекунам и т.д.;
Спроси, будешь ли ты ходить в детский сад или школу, и какие они.
6. Организация совместной деятельности ребенка и кандидатов в замещающие родители в присутствии сотрудников Уполномоченной службы и самостоятельно
7. Составление индивидуального плана сопровождения
8. Информирование и психологическое консультирование кандидатов в замещающие родители по интересующим их вопросам
9. Подготовка документов к передачи ребенка в замещающую семью
10. Определение места и роли ребенка с кандидатами в замещающие родители в их семье
На данном этапе реализуется 2 шаг пятишаговой технологии сопровождения и 2-й и 3-й шаги - девятишаговой модели сопровождения.
Основные участники:
- ребенок,
- группа детей, с которыми общается ребенок в интернатном учреждении.
- биологические родственники (если таковые имеются),
- бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),
- кандидаты в замещающие родители,
- персонал интернатного учреждения,
- педагогический коллектив образовательного учреждения, которое посещает ребенок,
- сотрудники органов опеки и попечительства, к которому прикреплен ребенок.
Основные методы и методики:
1. Наблюдение
2. Интервью
3. Анкетирование
4. Беседа
5. Проективные методы
6. Игра
7. Организация совместной деятельности
8. Составление дневника встреч с кандидатами в замещающие родители.
5 этап – Сопровождение замещающей семьи
Целью сопровождения является реализация права ребенка жить и воспитываться в семье и защита его прав.
Для реализации основной цели выделяются дополнительные цели:
1. Отслеживать и диагностировать уровень адаптации ребенка в соответствии с его возрастом и подготовленностью к проживанию в замещающей семье;
2. Содействовать созданию условий для обеспечения функциональной и структурной перестройки замещающей семьи.
Задачи:
1. Адаптация приемного ребенка в замещающей семье;
2. Оценивание безопасности и условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка;
3. Восстановление социального статуса ребенка в обществе и включение его в новые социальные связи;
4. Освоение семейного пространства ребенком, нахождение собственного места;
5. Вхождение ребенка в детскую субсистему: сиблинги, сверстники, родственники, друзья, соседи, неформальные группы;
6. Формирование отношений привязанности ребенка к замещающим родителям (вторичная привязанность);
7. Формирование личностной идентичности ребенка;
8. Осуществлять работу в соответствии с выбранной и применяемой ранее технологией сопровождения замещающих семей.
Объект сопровождения - замещающая семья, как пространство совместной жизнедеятельности, которая удовлетворяет специфические потребности приемного ребенка.
Предмет сопровождения - структурные и функциональные изменения семейной системы, обусловленные включением в нее приемного ребенка.
Субъекты сопровождения - субъектами психолого-педагогического сопровождения являются приемный ребенок и замещающая семья.
Профилактическая и реабилитационная работа с замещающей семьей строится по таким этапам:
1. Подготовительный - сбор информации о приемной семье, социальном окружении ребёнка, на основе которой проводится диагностика его социально-психологического состояния.
2. Организационный – анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработка индивидуальной программы помощи.
3. Практический – реализация программы помощи.
Организация профилактической работы:
1-й шаг: выявление дисфункциональных семей.
2-й шаг: подготовка социальных работников.
3-й шаг: знакомство с историей семьи и проектирование дальнейших действий по оказанию ей поддержки и помощи.
4-й шаг: организация и проведение встреч с родителями и детьми.
5-й шаг: проектирование и реализация помощи родителям.
6-й шаг: поиск и реализация оптимальных образовательно-воспитательных, коррекционно-развивающих форм и методов работы с детьми и подростками.
7-й шаг: интеграция семейных отношений.
8-й шаг: психолого-социальное сопровождение созданного сообщества детей и взрослых.
Коррекционно-развивающие упражнения, для детей замещающих семей.
1. Упражнений в замещающих семьях для укрепления психоэмоционального здоровья детей школьного возраста
Упражнения, которые мы рекомендуем родителям и учителям, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, способствуют сохранению психоэмоционального здоровья ребенка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день [3]. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение движений глаз и языка к движениям рук; подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух или про себя.
Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Упражнение «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
Упражнение «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.
Упражнение «Массаж ушных раковин». Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Упражнение «Перекрестные движения». Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Упражнение «Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Упражнение «Симметричные рисунки». Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
Упражнение «Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
Упражнение «Поза скручивания». Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.
Упражнение «Гимнастика для глаз». Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
2. Упражнения, направленные на снятие стресса:
«Лобно-затылочная коррекция» (фронтально-акцепитальная коррекция). Одна ладонь кладется на затылок, другая — на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Глубокий вдох-выдох. Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 с до 10 мин.
«Луч света». Направить яркий луч света от фонарика в середину лба. Длительность упражнения от 30 до 60 с. Во время упражнения смотреть на черный лист бумаги.
«Молния». Провести рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая молнию). Затем провести рукой вдоль заднего срединного меридиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении (расстегивая и застегивая молнию сзади). Движения проводить вверх-вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.
«Ахилл». Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия, затем подколенные сухожилия мягко погладить несколько раз, сбрасывая в стороны и наружу.
«Уши». Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице — 5 раз.
«Постукивание». Сделать массаж в области вилочковой железы в форме легкого постукивания 10—20 раз круговыми движениями слева направо.
Данные упражнения помогут замещающим родителям способствовать успешной адаптации ребенка в школе, выработки у детей стрессоустойчивости к обучению в школе. Кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на успешность обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.
Список литературы
Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Методика психодиагностического обследования кандидатов в усыновители и приемные родители. Минск, 2000.
Балыдина Е.В., Моисеева Е.Б., Коваленко В.А. Организация тренингов по социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Методическое пособие. АГПУ, Армавир, 2008.
Бубен С.С., Чечет В.В. Опекунские (приемные) семьи и детские дома семейного типа – важнейшие средства решения проблемы социального сиротства//Социальная работа с ребенком и семьей.- Минск: Нар. асве-та, 2000.
Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методич. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Изд-во "Речь", 2003.
Ж. Т. Тошенко. Социология. М. Прометей, 1994.
Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания.- Минск: Нар. асвета, 1980.
Ковалёв С.А. Психологические проблемы воспитания приёмных детей // Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Ю.А. Сойка и др.; Под ред. Л.И. Смагиной. - Мн.: Універсітэцкае, 1999.
Краткий словарь по социологии М. ,Политиздат, 1989.
Кутенева И.П. Обучающий тренинг для родителей как эффективная форма работы социального педагога с семьей//Сацыяльна-педагагiчная работа №2-1999.
Маханько А.М. Гостевая и адаптационная семья: ресурсы местного со-общества в социализации воспитанников интернатных учреждений. Минск: РУМЦ ФВН, 2005.
Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности социализации воспитанни-ков интернатных учреждений. Минск: РУМЦ ФВН, 2004.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. –М.: Педагогика, 1990
Руденкова Г.И. Новое об устройстве детей-сирот на воспитание в семью // Соц.-пед. работа. - 2000. - № 5.
Семья Г.В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. М.: ООО «Симс», 1999.
Семья Г.В. Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями. Москва-Тула, 1999.
Семья и личность: проблемы взаимодействия. // Международный сборник научных статей. АГПА,Армавир, 2011
Современная западная социология. Словарь, М. Политиздат 1990.
Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. Учеб. –метод. пособие/ В.В. Мартынова, Н.С. Поспелова, В.А. Маглыш и др. Минск: ОДО «Тонпик», 2004.
Социально-психологические проблемы современной семьи// Материалы III Всероссийской конференции (с международным участием) студентов, аспирантов и молодых ученых. АГПА, Армавир, 2011.
Теория и методика социальной работы. 1-2тт. М. Союз, 1994.
Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В.Психологические осо-бенности детей, лишенных родительского попечительства .Книга для родителей. Минск: «Тесей»,1999.
Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. - Мн.: Изд. ООО "Красико-Принт", 1998.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб., 2003
Янчук В.А. Основы социальной психологии. Минск: АПО, 2003.