Статья на тему Взаимодействие семьи и школы


Взаимодействие семьи и школы.
Семья – это живая Вселенная,
В ней есть и добро и любовь,
и немало трудностей.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Особенно это касается семей, где растет «особый» ребенок». Эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения педагогов организовать продуктивное взаимодействие с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Родители могут оказать неоценимую помощь своему ребенку в развитии сильных сторон личности и коррекции отклонений. К сожалению, многие семьи не могут самостоятельно определить перспективы развития своих детей, объединить усилия. Общеизвестно, что типы семейного воспитания разнообразны, но в общих чертах отклоняются в сторону гипоопеки или гиперопеки. То и иное проявление одинаково вредно для развития ребенка.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что большая ответственность лежит на педагогах школы за организацию продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Я работаю в специальной (коррекционной) школе много лет. За эти годы сформировала свое видение роли социального педагога в организации взаимодействия семьи и школы. Я имею возможность изучать воспитательные ресурсы каждой семьи, знакомиться с ближайшим социальным окружением каждого своего ученика. Главное делать это максимально корректно; постепенно и родители, и дети доверяют все больше и больше, а значит и взаимодействие семьи и школы более эффективное.
Школа настоящая работа. Каждый человек имеет право испытывать любые чувства: радость, злость, обиду, гордость, страх и удивление. Проблемы детей нередко напрямую связаны с ситуацией в его семье. Для того, чтобы помочь ребенку, необходимо сделать его семью своим союзником.
Основными принципами моей деятельности являются: доверие, сотрудничество, понимание, диалог как основа общения, конфиденциальность. Достичь успеха в воспитании моих учеников мне помогают родители, которые являются союзниками в работе. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, использую различные формы связи с ними: тематические собрания по разным вопросам, актуальность которых узнаю через опрос родителей. Форма организации: конференции по обмену опытом, лекции, «круглый стол». В плане информирования и консультирования по различны вопросам: правового характера, в вопросах воспитания и общения с детьми. В школе работает программа «Правовой всеобуч» для детей и родителей, программа «Родительская суббота», на которой происходит решение данных проблем в просвещении родителей. Разрабатывается и реализуется социальный проект «Теплый дом», который направлен на организацию взаимодействия школы и семей. Тематика собраний разнообразная: «В семье растет первоклассник», «Детская агрессия», «Поговорите со мной», «Особые дети». Степень влияния социального педагога и родителей на их развитие», «Через красивое - к человечному…», «Роль положительных и отрицательных эмоций в воспитании».
Анкетирование является неотъемлемой частью в работе с родителями. Предлагаю возможные варианты анкет: «Знакомство с родителями», «Ваш ребенок», «Определение типа детско-родительских отношений», «Искусство жить с детьми».
Значительное место в системе работы с родителями отвожу индивидуальным и групповым консультациям с раздачей памяток и рекомендаций. Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями.
В диагностических целях предлагаю родителям различные тесты: «Я родитель, я – приятель?!», «Сказка», «Стиль воспитания». Интересные результаты дают рисуночные тесты, которые предлагаю выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Сравнительный анализ рисунков позволяет мне обратить внимание родителей на те моменты в воспитании ребенка, которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимание.
Одна из важнейших моих задач как социального педагога способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Для этого работаю в постоянном сотрудничестве с родителями: вовлекаю родителей в коллективные дела (участие и проведение экскурсий, бесед с учащимися, для организации и проведении праздников, для решения проблем). Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение родителей в коллективные дела.
У семьи всегда есть возможность справиться с проблемной ситуацией, просто иногда для этого нужна помощь учителя.