Статья Взаимодействие школы и семьи


Взаимодействие семьи и школы как важное условие развития личности.
Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были наши
учреждения, самыми главными«мастерами»,
формирующими мысль и разум детей
являются мать и отец.
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.
2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
 3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
 4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум)
5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
  Моя задача -  как задача классного руководителя всеми доступными  средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ребенка, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. К примеру в моем классе шесть человек из многодетных семей, с некоторыми работаю по несколько лет, мы хорошо знаем друг друга и что скрывать жизнь в деревне как на ладони. И иногда родители бывают откровенны, рассказывая и о личной жизни, так как некоторые проблемы решаются через призму понимания и откровения.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен  на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога. Важное в воспитании подрастающего поколения, взаимопонимание и создание коллаборативной среды и диалога в классе, что способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Обучение через диалог – это не привычная форма «вопрос-ответ», а гораздо большее – процесс обмена мыслями, добывание знаний в процессе социального взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Формы внешкольного сотрудничества «семья – ребенок- школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.
Главное условие общего Дела – практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.
Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья".
"Когда люди объединяются, они могут гораздо больше".....
Существуют смысловое основание необходимости взаимодействия семьи со школой: семья является первым и самым ответственным воспитателем ребенка, но родители в сложившихся условиях объективно нуждаются в помощи профессионалов. А профессионалы в области коммуникаций и воспитания детей работают в школе. Следовательно школа может помочь семье осуществить ее воспитательные функции. Основываясь на вышесказанное можно смело сделать вывод необходимости тесной взаимосвязи родителей и педагогов. Более того большинство школьников при возникновении конфликтных ситуаций между родителями и педагогами считают, что ситуация была разрешенной, если бы родители и учителя смогли преодолеть возникшее непонимание.
В нашей сельской школе обучаются 121 человек, по данным опроса 84% детей считают, что взаимодействие родителей и учителей малоэффективными, 26% считают, что взаимодействие возможно. Чтобы решить данную проблему, мы решили провести ряд организационных мероприятий.
В нашей школе для создания тесной взаимосвязи с родителями были созданы Совет родителей и Совет отцов. В их состав на добровольной основе вышли люди, которые с удовольствием идут на помощь школе, участвуют в жизни школы (внеклассные и классные мероприятия), подают пример тем, кто старается отлынивать от совместного воспитания. Помимо этого социальный педагог, классные руководители, администрация школы еженедельно посещают многодетные семьи, для того чтобы оказывать предусмотрительную помощь, поддержку. Объединению семьи и школы, родителей и детей проводятся спортивные мероприятия, туристические походы, где дети по -другому смотрят на них, что они также как и они были когда- то детьми, умеют прыгать, бегать и т. д.
Ежегодно проводится акция "Дорога в школу" и "Забота" с целью выявления детей, уклоняющихся от обучения и оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В этом году установленным упор на действие с отцами, учащихся. Проект назван " Отцовское воспитание- это важно!". В связи с тем, что в последнее время воспитанием детей в основном занимаются мамы, а папы ссылаются на занятость, мы запустили этот проект в действие. Проведены ряд мероприятий с участием пап, круглые столы, родительские собрания. Совет отцов оказал содействие. На первый круглый стол явка с процентом соотношения составила 10%. На второй 55%. Радует, что папы находят время для своих детей и школы. Кто знает может нам удастся применить ситуацию, и вырастить поколение, в достаточной мере обеспеченное вниманием, заботой и любовью со стороны школы, так и со стороны родителей, как мам так и пап.
В наше время ценятся люди, умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения, способные к позитивному созиданию. Самый главный показатель качества образования- уровень успешности и социализации наших детей. Я должна направлять ученика, чтобы эти знания он добывал сам, работая над своим образованием, прогрессировал, достигал каких высот на определенных этапах своей деятельности, а где-то может, ошибался, но сам дошел до этого и постиг истину. Конечно, все это требование времени, хотя старых традиционных методов никто не отменял. Но мы учителя – главный инструмент в жизни детей. Как мы научим, что мы вселим в ребенка, так он и пойдет по жизни. Я считаю, что личность, уверенная в себе, в своих возможностях, столкнувшись с суровой действительностью жизни, не сломается, не упадет, а с твердостью будет строить свою жизнь в социуме, используя все свои знания и опыт, полученный в стенах школы. Читая и изучая «Руководство для учителя» я поняла, что и сельские учителя должны пересмотреть свои методы и способы преподавания. Они должны избавиться от старых взглядов и перейти на более качественный подход в преподавании. И должны обязательно всегда помнить, что в центре всей их деятельности стоит ученик, а сделать его креативным и перспективным ему поможет учитель.
Если до курсов я была учителем с отдельными взглядами и устоявшими традиционными понятиями в обучении.,.,,., Я думаю, это программа, основанная на конструктивистских подходах, поможет мне и учителям моей школы изменить свое отношение к обучению и воспитанию, вселить уверенность ребенку овладеть желанием учиться, быть ответственным за свое образование. Я очень рада, что образовательная система Казахстана встала на новую ступень, которая поможет нам учителям в обучении подрастающего поколения. На начальном этапе будут трудности, но мы должны их преодолеть.
Поскольку главными идеями Программы являются обучение тому, как учиться, чтобы в результате стать самомотивированными учениками с развитым критическим мышлением, и принятие учащимися ответственности за собственное обучение, моей главной целью является, опираясь на конструктивистские теории, научить детей добывать самостоятельно «живые» знания, которые смогут применяться в дальнейшем. Я хочу воспитать людей независимых, увлечённых, обладающих лидерскими качествами, компетентных во многих областях, способных мыслить критически.
Список литературы:
Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996 г.
Эффективный учитель. А.Л. Крупенин, Ростов-на-Дону, 1995 г.
Отцы и дети в меняющемся мире. В.И. Соколова. М.: Просвещение,1991 г.
Научно- методический журнал «Классный руководитель» №6, М.,2003г.
Детские праздники. М.А. Михайлова. Ярославль. 2001 г.
Праздник в подарок. Ярославль,2001 г.
Одаренные дети. Москва, 1995 г.
Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М., 2000 г.
«Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан». © АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013
«Руководство для учителя». © АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013