Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания детей и формирования здорового образа жизни

Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания детей и формирования здорового образа жизни



Формирование здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является основной задачей педагогического коллектива нашей школы. Она подразумевает непрерывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
Наши дети отличаются слабым осмыслением своего поведения. Они замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, непостоянны в своих рассуждениях. Неудачи в жизненном поиске приводят их к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности и, как следствие, к неумению реализоваться в современном мире.
Поэтому, основная цель моей педагогической деятельности – духовно-нравственное воспитание детей, формирование у ребенка с ОВЗ тех жизненных ориентиров, которые определят их жизненный путь на основе христианских ценностей и православных традиций.
В данном направлении я использую следующие формы работы: изучение православной литературы и разучивание стихотворений, просмотр видеофильмов и прослушивание церковной музыки, посещение храма и участие в церковном богослужении. Дети знакомятся с традициями православия и благочестивым укладом жизни.
Чтобы лучше узнать о традициях в русских православных семьях воспитанники нашей школы приняли участие в областном краеведческом конкурсе «Край Воронежский Православный». По теме этого конкурса «Православные традиции в истории семьи» было проведено исследование влияния православия на семейные традиции и воспитание детей.
Свою краеведческую работу мы начали с посещения Духовно-исторического отдела Борисоглебского Церковного Округа.
Заведующий отделом Сергей Викторович Шуваев рассказал, что наши предки жили не так, как мы сейчас живём. Семейные традиции вытекали из православия, так как люди жили в православии.
В праздники все вместе шли в церковь. Также все вместе соблюдали пост. Если наступал какой-то праздник, приходили гости, и семья собиралась за столом. Но дети за общий родительский стол не допускались. Если не было гостей, за столом собиралась вся семья. Баловаться в это время было запрещено. Если кто-нибудь начинал шалить, то получал ложкой в лоб. Так в строгости воспитывали детей.
О православных традициях в своей семье нам рассказали батюшка Стефан Домусчи и матушка Галина.
Воспитывал в этой семье сам уклад жизни. В воскресный день и в субботу вечером обязательно шли в церковь. Матушка вспоминала, сколько было при этом радости: «Ребятишек много, а мы были окружены ещё и вниманием прихожан, т.к. семья батюшки, и так было радостно нам с маленькими детьми, когда приходили в церковь».
Батюшка Стефан и матушка Галина старались воспитывать детей своим примером. Матушка говорила, что если ребёнок не хочет поститься, пусть не поститься. Не надо его заставлять, не кричать и не раздражаться, а показать своим примером, что такое пост. И тогда ребёнок поймёт, что если мама так себя ведёт, значит и он должен так. А потом, через некоторое время, он, осмыслив, придёт к посту самостоятельно.
Семья любила собираться за столом. Вечером, когда дети приходили из школы, становились на молитву и садились кушать. За столом были разговоры: дети спрашивали, а родители им что-нибудь рассказывали, обменивались впечатлениями. Такие семейные обеды и ужины очень скрепляют семью. Дети выросли очень дружные, часто друг другу звонят и встречаются. Каждое лето приезжают в родительский дом уже со своими детьми. Батюшка Стефан как-то подсчитал – за столом собралось 31 человек».
Очень поучительной оказалась встреча с внуком протоиерея Петра Александровича Алгебраистова – Петром Васильевичем. Он рассказывал, что семья Алгебраистовых была большая и дружная. Отец любил заниматься с детьми (их было 9 человек). Для старших он составлял различные ребусы и кроссворды, а для младших делал поделки. В архиве сохранилась его поделка «Райский сад». Сейчас это настоящая реликвия.
Все дети были воспитаны в религиозных традициях: все молились и почитали праздники. Причём веру в семье не навязывали, была атмосфера человеколюбия и доброты, заботы друг о друге. В семье больше не было священников, но сохранилась склонность к религии, есть состояние доброты и понимание прекрасного. В семье никогда не сквернословили. Нет этого и сейчас.
Такие примеры семейных традиций, на материале жизненного пути предшествующих поколений, помогают духовному обогащению и воспитанию детей. Эти замечательные экскурсии произвели на ребят неизгладимое впечатление. Увиденный и услышанный материал во время краеведческой работы ребята отразили в «Исследовательском дневнике». Можно привести некоторые выдержки из сочинений наших воспитанников: Сухарева Валя: «Я думаю, что нужно помнить своих родственников и заботиться друг о друге», Шабанова Анна: «Я узнала о семейных традициях того времени и постараюсь им следовать в своей семье», Отинова Анна: «Мне понравилось, что семья у священника такая дружная и весёлая. Я хочу, чтобы у меня тоже была такая семья»,/
Некоторые православные традиции есть и в нашем учебном заведении.
Ведь наш интернат - это большая и дружная семья. И, как в каждой семье, у нас есть свои традиции. Традиционным в нашей школе стал молебен перед началом учебного года.
Мы приглашаем к нам на праздничную линейку 1 сентября батюшку – настоятеля Казанского храма протоиерея Виктора Цокало и все вместе, молимся об успешной учёбе.
Наши ребята любят ходить в храм. Они старательно готовятся к исповеди и с благоговением причащаются.
Если дети некрещёные, то событием для всего интерната становятся их крестины.
А с каким нетерпением мы ждём Рождество Христово и Пасху!
Ребята заранее готовятся к этим праздникам: учат стихи и песни, лепят ангелочков. С концертами мы выступаем в Казанском храме, где нам всегда рады и заранее приготовлены угощение и подарки
На Масленицу нас приглашают в Знаменский храм, где традиционно после службы, проводятся народные гуляния и конкурсы.
Всем понравилась и новая традиция – звонить в колокола на Светлой Седмице.
А 15 мая в день святых благоверных князей Бориса и Глеба участвуем в крестном ходе.
Недавно мы узнали, что на Руси была такая традиция: в день свадьбы жениху и невесте дарили куклу – «Неразлучная семья». Куколка-«семейка» – была символом крепкой многодетной семейной жизни.
Такую счастливую семейную жизнь хочется пожелать всем нашим воспитанникам. А примеры для подражания у них есть.
Знать своих предков, помнить родственников, почитать духовные традиции и благочестивый уклад жизни православного народа – вот к чему нам необходимо стремиться.
Воспитание в православных традициях даёт целостное формирование личности ребёнка. На фундаменте нравственнорелигиозных и национальных традиций, формируется и здоровый образ жизни.

И.М. Иванникова - воспитатель
КОУ ВО «Борисоглебской спецшколы-интерната»










15