Доклад на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде»





Доклад
«Патриотическое воспитание на уроках ИЗО»




учитель
изобразительного искусства
Кривозубов Н.Я.






Кемерово 2015

Цель патриотического воспитания в изобразительном искусстве:
- формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
Задачи патриотического воспитания:
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
 сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
 воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
     воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
  способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.
 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Все темы уроков  на протяжении курса изучения предмета пропитаны принципом «от родного порога в мир общественной культуры». Они открывают учащимся многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты,  культуру России,  как часть целостного мира.
Трудно выделить тематику уроков по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так как почти все уроки имеют такие задачи. Все темы уроков косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества  художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет  развивать любовь к Родине, своему народу  и культуре.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения  к истории Отчизны, в рамках предмета Изобразительного искусства, в рамках предметных недель, памятных дат,  в школе проводятся ежегодные конкурсы- выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные  юбилеям.
Патриотическая система воспитания в школе направлена на:
а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
б) формирование духовно-нравственных качеств личности;
в) воспитание патриотов земли России;
г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
е) формирование трудолюбия;
ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков изобразительного искусства;
з) воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач уроков изобразительного искусства. Для этого подойдут уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с учащимися о крае, его природе, о кузбасских художниках, ученых и деятелях культуры. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию учащегося как будущего гражданина русского государства. Задача - вызвать у учащихся интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине; познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн", "права и обязанности гражданина".
На уроке использую изображение Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя на уроке звучит песня "С чего начинается Родина" (слова М.Матусовского, музыка П.Баснера).
На уроке учащиеся должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины - города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России - граждане страны. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. На уроке звучит рассказ о земляке - жителе родного города (села) - прославившем свой край успехами в труде или в бою, в науке или искусстве.
Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках ИЗО необходимо выделить следующие:
планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;
развитие национального самосознания;
изучение и углубление знаний родного языка;
изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки, как органической части общечеловеческого опыта;
ознакомление с мировой художественной литературой;
изучение художественной культуры своего края;
развитие интереса, уважения к другой культуре;
воспитание мужества, чувство локтя, любви к Отчизне;
содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения;
приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотической традиции Вооруженных сил России.
Для того, чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у учащихся патриотизма, на уроках имеют место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Патриотическое воспитание в учебном процессе направлено не только на мыслительную деятельность учащихся, но и на их эмоциональную сферу.
Особенно большой силой эмоционального воздействия на учащихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока использую репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности. Важнейшим условием "проникновения" всех этих ценностей в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей урока. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения учащихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения.
15