Конспект урока по учебной дисциплине «История» по теме Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века


Конспект урока по учебной дисциплине «История»

Конспект урока по образовательной учебной дисциплине «История» предназначен для реализации программы подготовки специалистов среднего звена, разработан с учетом требований ФГОС СПО, гуманитарного профиля профессионального образования на основе примерной программы учебной дисциплины для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». Конспект урока может быть использован для занятий в 10 классе по образовательной учебной дисциплине «История».

преподаватель: Рожина Анастасия Владимировна


Тема
Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Тип урока:
Урок изучения нового материала с использованием приемов самоконтроля

Цель:
Изучить особенности развития средневековой Китайско-конфуцианской и Индийской цивилизаций.

Задачи:


Образовательная


формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки.

Воспитательная


воспитание обучающихся в духе патриотизма, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов.

Развивающая


развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления.

Ожидаемые результаты:

Предметные


сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе.


сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

Метапредметные


умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;


владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Личностные


сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.


толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.


сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;


Оборудование урока:


Техническое
Проектор, компьютер,

Методическое
Презентационный материал; карты: Древний мир, Средневековые цивилизации.

Учебник
Загладин Н.В., Симония Н.А. История. Всеобщая история (углубленный уровень). 10 класс. М.: Русское слово (Электронный ресурс: http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/449/1166/)




Этапы занятия
Продол-
жительность этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Используемые материалы

1 урок (45 мин.)

I этап - введение в проблему
2 мин.
Ребята, мы изучили ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА, какой следующий этап развития выделяют историки.


ОБУЧАЮЩИЕСЯ СООБЩАЮТ, ЧТО ПОСЛЕ ЭТАПА ДРЕВНЕГО МИРА СЛЕДУЕТ ЭТАП РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Проектор, компьютер, презентационный материал (карты: Древний мир, Средневековые цивилизации)

II этап – мотивационный момент (мотивирование участников)
2 мин.
Ребята, а вы помните, когда начался период средних веков?
Сегодня мы снова будем добывать знания совместно, ознакомимся с новыми цивилизациями, совместно совершим путешествие в другую эпоху.
Обучающие отвечают, что этот период начинается после распада Римской империи в V веке.


III этап – Целеполагание
6 мин.
Ребята, давайте определим цель урока. Преподаватель задает вопросы-подсказки?
1. Какие цивилизации древнего мира вы знаете?
2.Какие из них самые древние и продолжили существование в средние века?
давайте совершим путешествие с территории восточных славян на территорию СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ.
1. обучающиеся называют изученные ранее цивилизации: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай, Античная цивилизация.
2. Обучающие отвечают: Индия, Китай.
предполагают, что цель урока - изучить особенности развития Китая и Индии в средние века.
Проектор, компьютер, презентационный материал (тема урока, карта Индия и Дальний Восток в средние века). Тетради, ручки обучающихся.

IV этап - Основная часть:
Изучение нового материала (работа в группах с текстом учебника)
35 мин.
Преподаватель приглашает к карте одного из учащихся показать Индию и Китай, передвигая фигуру-символ с территории восточных славян на территорию средневековой Индии и средневекового Китая.
Ребята, давайте выявим особенности двух восточных средневековых цивилизаций.
Ваши задачи:
разделиться на 2 группы, первая выявляет особенности Средневековой Индии, вторая – Средневекового Китая;
определить особенности цивилизаций, используя текст учебника, сформировать план и содержание ответа по группам.
выступить с ответом.
Преподаватель консультирует обучающихся.

Обучающийся показывает по карте одного из учащихся показать Индию и Китай, передвигая фигуру-символ с территории восточных славян на территорию средневековой Индии и средневекового Китая.
Обучающиеся разделяются на 2 группы: первая – рассматривает особенности Индии, вторая – Китая.
Обучающиеся с консультацией преподавателя определяют особенности двух цивилизаций, формируют план и содержание ответа, организацию ответа по группам.


Проектор, компьютер, презентационный материал (карта: Средневековые цивилизации).
Таблички «Средневековая Индия», «Средневековый Китай».

Текст учебника, параграф 12, 13: Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс Уколова В.И., Ревякин А.В., под ред. Чубарьяна А.О.
Тетради, ручки обучающихся.


1 урок (45 мин.)

V этап - Основная часть:
Представление нового материала
28 мин.
Ребята, сейчас мы выслушаем ответы обоих групп. Если у вас возникнут вопросы, обсудим их и запишем основные особенности развития Китая и Индии в средние века в таблицу.
Обучающиеся выступают по группам.
Примерный план ответа первой группы: 1.этапы развития средневековой Индии.2.Социополитическое устройство. 3. Касты и община. 4. Религия и культура.
Примерный план ответа второй группы: 1.этапы развития средневекового Китая. 2. Социально-политическая структура. 3. влияние конфуцианства.
Ребята задают уточняющие вопросы и записывают основные особенности развития Китая и Индии в средние века в таблицу (этапы, социополитическое устройство, общество и религия).
Тетради, ручки обучающихся.

Проектор, компьютер, презентационный материал (таблица).

VI этап – Подведение итогов
15 мин.
Преподаватель предлагает обучающимся осуществить самоконтроль своих знаний и завершить предложения:
1 Историю средневековой Индии можно разделить на следующие этапы:
2. Правитель в средневековой Индии –это
3. Он давал своим воинам за службу
4.Новая религия, распространившаяся в Индии в средние века –
5.Самая распространённая религия в средневековой Индии –
6.Эта религия устанавливала следующие принципы взаимоотношений между людьми -
7.Замкнуты группы людей, принадлежность к которым определялась в Индии по наследству -
8.Историю средневекового Китая можно разделить на следующие этапы:
9. Правитель в средневековом Китае –это
10.Важнейшую роль в административно-бюрократической системе Китая играли
11. Идеология в средневековом Китае –это
12.Она устанавливала принципы взаимоотношений между людьми в средневековом Китае -

Преподаватель предлагает обучающимся оценить работу свою и товарищей в группах, устные ответы и задание по самоконтролю.

Обучающимся завершают письменно на карточках предложения, дают оценку других ребят и самооценку своей работы в группе, в ходе устных ответов, по результатам письменных ответов в соответствии с известными критериями.

Проектор, компьютер, презентационный материал (предложения для самоконтроля).
Карточки для обучающихся с предложениями для самоконтроля.

VII этап – Завершение занятия
2 мин.
Преподаватель выставляет оценки, в качестве самостоятельной работы предлагает обучающимся выявить особенности Восточных цивилизаций в средние века, сравнить их с Цивилизациями Европы (в форме таблицы или письменного ответа).
Обучающиеся записывают вопросы для самостоятельной работы.
Тетради, ручки обучающихся.


15