Компетентностно-ориентированное задание по истории на тему: Крещение Руси


Компетентностно-ориентированное задание по истории.
Тема: «Крещение Руси».
Автор: Каленов С.Л. учитель истории МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»
Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.
Проблема: Вас пригласили на Крестины, чтобы понять важность этого события, стоит узнать о том, а как же появилось христианство. Прочитайте предложенный текст и определите, почему из всех религий князь Владимир выбрал именно христианство.
Стимул:
В лето 986. Пришли болгары-магометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала Владимиру на сердце мысль креститься, но он хотел еще разузнать о всех верах…
В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:
- Вот, приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответите?
И сказали бояре и старцы:
- Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.
Избрали мужей славных и умных и сказали:
- Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.
Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам.
Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:
- Говорите перед дружиною.
Они же сказали:
- Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.
В лето 988. Пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе…Владимир же осадил город.
Владимир, подготовив войско свое, приказал делать насыпь к городским стенам. Но корсуняне, подкопав стену городскую, выкрадывали насыпанную землю, носили ее к себе и ссыпали посреди города…
И вот муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, написав на ней: «За тобою с востока колодцы, из них вода идет по трубам в город. Перекопай колодцы и перейми воду».
Владимир тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал к царям греческим сказать:
- Вот, взял я ваш город славный. Слышал же я, что у вас есть сестра девица; если вы не отдадите ее за меня замуж, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.
И услышав это, опечалились цари. И послали Владимиру весть такую: «Не пристало христианок выдавать замуж за язычников. Если крестишься, то и сестру нашу получишь, и с нами единоверен будешь».
Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей:
- Скажите царям так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение…
Рады были цари, услышав это, и послали к Владимиру, говоря:
- Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе.
Ответил же Владимир:
- Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня.
И стали цари просить сестру свою, Анну, идти за Владимира, чтобы избавить Греческую землю от войны.
И едва принудили ее цари. Она же села в корабль, с плачем попрощалась с ближними своими и пошла через море.
Епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира.
Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы. Корсунь же отдал Грекам…а сам пришел в Киев.
Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню… Затем послал Владимир по всему городу сказать:
- Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом.
Услышав это, с радостью пошли люди…
Формулировка задания.
Узнав из официального источника, необходимую для Вас информацию, заполните таблицу.
Информация Ответ Количество баллов
1.Как вы считаете, чем в большей степени было обусловлено принятие Русью православия?
По 1 баллу за верное определение причин принятия христианства.
Модельный ответ
Укрепить княжескую власть
Сплотить племена
Укрепить международный авторитет Руси
Церковь зависит от князя
Другие ….
2. Как происходит крещение Владимира и его дружины? 2 балла за верное и четкое формулирование эпизода крещения князя и его дружины.
3 балла за каждый собственный аргумент в рассуждении.
3.Принятие православия приблизило Русь к христианской Европе или отдалило от нее?
1 балл за верный аргумент по вопросу.
4. Можно ли говорить о развитии русской культуры после принятия христианства или речь идет о навязывании византийских традиций?
Максимум 3 балла (за развернутый и аргументированный ответ) + 1 балл за использование текста при ответе.
Итого: … баллов

Применение КОЗ на уроках истории позволяет решить следующие задачи:
мотивировать учащихся на изучение предмета, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственного мнения, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
точно диагностировать уровень развития компетентностей.
Таким образом, КОЗ позволяют в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся, что полностью соответствует новым стандартам образования.