Урок — путешествие Полисы Греции


Урок истории в 5 классе
Тема урока: « Полисы Древней Греции»
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания , полученные учащимися на уроках истории по теме «Древняя Греция», «Полисы Древней Греции»
Задачи урока: обобщить полученные знания о греческих полисах( их местоположение, хозяйственная жизнь, политическое устройство, характерные особенности);
расширить кругозор детей за счёт сообщения интересных исторических фактов;
воспитывать любовь и уважение к античной культуре как важнейшей составной общемировой.
Коррекционная работа.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.
2. Развитие познавательного интереса через-использование нестандартных форм урока
-включение игровых заданий
-расширенное применение принципа наглядности
-использование ИКТ на уроке.
3.Формирование положительной учебной мотивации.
4. Индивидуальный подход в соответствии с психическими особенностями каждого ребёнка.
Оборудование: маршрутная карта с указателями, карточки с индивидуальными заданиями, лабиринт, кроссворд, лавровый венок, клубок, оливки, хлеб, иллюстрации, призовые ключи.Ход урока.
Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
-Мы завершили изучение темы «Древняя Греция». А вам самим было бы интересно знать, насколько прочны ваши знания? Давайте проверим!? А вы знаете, что делали древние греки в тех случаях, когда им было необходимо что-нибудь вспомнить? Они обращались к богине памяти Мнемозине. Давайте и мы обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить всё, что мы знаем.
(Дети поднимают руки вверх и хором произносят вслед за мной)
«О, богиня Мнемозина, помоги нам!»
-Будем считать, что мы расположили к себе богиню Мнемозину и теперь можем отправляться по волнам памяти в путешествие по Древней Элладе.
3. Игра - путешествие.
А сейчас посмотрите на монитор. Вы видите маршрутный лист, на котором указан наш путь по разным местам Древней Греции. Но прежде чем мы остановимся в одном из прекрасных мест, давайте вспомним и ответим на такой вопрос:
-Существовало ли в древности единое государство – Греция?
-Что такое полис?
( каждому правильно ответившему вручается «золотой ключик», как ключ к знаниям и воротам от всех греческих городов).
Первая остановка.
- Итак, вы уже поняли из маршрутного листа, что нашей отправной точкой станут Афины.
Афиняне очень гордились своим городом и говорили:
«Да ты чурбан, если ты не видел Афин, если ты видел, но не восторгался -ты осёл, а если добровольно покинул их - ты верблюд!»
-Почему афиняне так гордились своим городом?
(Дети говорят о достопримечательностях Афин).
-А сейчас очень ответственное задание. Один из вас получит конверт. В нём содержится рукопись, в которой записан текст, но в нём ошибки, которые нужно исправить. Без выполнения этого задания мы не сможем путешествовать дальше.
(вручаю конверт с заданием).
-Ну а мы постараемся ответить на вопросы блиц - опроса.
1. Назовите область Греции, где расположены Афины.
2. Каковы особенности рельефа?
3. Что такое ареопаг?
4.Как называли правителей в Афинах?
5. Что такое демократия?
6. Чья письменность легла в основу греческой?
7. Сколько букв в греческом алфавите?
-Молодцы, вы справились. Давайте теперь послушаем, как справился ваш товарищ. (Зачитывает исправленный текст)
- А сейчас внимание на монитор. Перед вами картины с достопримечательностями Греции. Ваша задача выбрать только те, которые относятся к Афинам.
- Вспомните о главном храме Афин – Парфеноне. Что изображено на фронтонах храма? Что подарила богиня Афина грекам?
Сообщение об оливковом дереве: «Оливковое дерево живёт 250 лет и более, а плоды даёт на 16-18 год. Поэтому войны наносили невосполнимый ущерб хозяйству земледельцев Греции»
-Какую ещё культуру выращивали в Древней Греции?
-А теперь распрощаемся с Афинами и отправимся в Спарту.
Вторая остановка.
Внимание на монитор!
-Ещё одно испытание посылают нам боги Древней Греции. Они обвиняют спартанцев в обмане. Вот полюбуйтесь, что написали о себе спартанцы. Два отважных человека должны разобраться в этой лжи.
(текст на мониторе).
Остальные учащиеся отвечают на вопросы.
-Назовите область. Где расположена Спарта?
- Не подскажите ли вы, какое крылатое выражение связано с данной областью?
- Кто такие илоты?
- Какое главное занятие у спартанцев?
- Какие методы спартанского воспитания вам известны?
- Чему, кроме военного искусства, учили спартанцев?
- Почему в Спарте не было ключей от городских ворот?
Проверка задания работа в паре.
А сейчас проведём тренировку, сможем ли мы выбраться из лабиринта. Кто хочет побывать в роли Тиртея? Что может нам помочь выйти из лабиринта?
Внимание на монитор! Вы видите различные предметы: лавровый венок, оливки, хлеб, клубок ниток. Итак, ваш выбор!
(Проводится упражнения на релаксацию).
- А сейчас, когда мы укрепили зрительные мышцы, пора отправляться в г. Олимпию. Мы посетим любимое зрелище греков - Олимпийские игры.
Третья остановка.
Давайте представим себе, что мы участники олимпийских игр и проводим тренировку.
-Мы атлеты – олимпийцы.
Мы бежим быстрее ветра,
Прыгаем на целый стадий.
Наши копья, наши диски
Вдаль летят до края света,
С шумом падая на землю
Возле самых ног Атланта.
Боремся, как сто Гераклов,
В пятиборье побеждаем,
Чтоб прославить родной полис.
-Все в Олимпию! Все на Олимпийские игры!
Все города Эллады в сборе, все болеют за своих атлетов. А Спарта не принимает участия. Почему? Давайте выясним.
Внимание на монитор.
Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала олимпийских игр спартанцы осадили греческий город, враждебный им. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх.
-Чем это можно объяснить?
-Во скольких олимпийских играх спартанцы не примут участия?
-В заключении нашего путешествия давайте отдадим дань древнегреческим богам и разгадаем о них кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
1.Богиня любви и красоты в Древней Греции.
2. Бог – покровитель искусства.
3. Бог виноделия.
4. Вестник олимпийских богов.
5. Одноглазый циклоп , сын Посейдона, обиженный и обманутый Одиссеем.
- Посмотрите, какое ключевое слово появилось в кроссворде. О чём оно вам говорит? Каких ещё богов Древней Греции вы знаете?
Игра – ассоциаций.
Зевс
Посейдон
Артемида
Гефест
Задание. Нарисуйте в тетрадях рисунки, соответствующие именам древних богов, с какими предметами, явлениями вы их ассоциируете?
Кто больше всего набрал ключей.
В награду мы преподносим лавровый венок победителю - знатоку Древней Греции.
Подведение итогов, выставление оценок.
Используемая литература.
«Хрестоматия по истории Древнего мира», Черкасова Е.А. 1991г.
«Мифологический словарь» М. Абдулов , Москва «Микис» 1993г
Журнал «Преподавание истории в школе» №3 2003г.
Учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер 2009г.