Конспект урока по литературному чтению Владимир Набоков «Грибы».

Ход урока
1.Этап самоопределения к учебной деятельности.
- Эпиграфом к уроку литературного чтения будет высказывание Артуро Графа(итальянского писателя). Прочитайте его.
Слайд 1
(Дети читают на слайде: «В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал»)
- Как понимаете эти строки?
- Значит, чему мы будем учиться на уроке?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Что значит «наблюдать»? Это слово в словаре Ожегова имеет три значения. Давайте прочитаем.
Слайд 2
Внимательно следить глазами за кем-то, чем-то, не упуская из виду, из поля зрения.
Изучать, исследовать что-то.
Осуществлять надзор за кем-то).
- Чтобы правильно выбрать значение слова «наблюдать», внимательно прочитайте название темы, над которой мы работаем уже не первый урок. Какое значение нам подходит? (Второе значение)
- Значит, что мы будем изучать, исследовать? (Красоту природы, красоту человека)
- У кого мы будем учиться видеть красоту природы, красоту человека? (У поэтов и художников)
- На прошлых уроках нас учил видеть красоту человека (Владимир Набоков)
Слайд 3
- Дома вы должны были прочитать и пересказать текст «Обида»
- Так кто из героев рассказа по-настоящему красив? Объясните свой выбор. (Путя)
- Его красота внешняя или внутренняя? (Красота души)


3. Постановка учебной задачи.
- На странице 127 под «синим квадратиком » задание. (Дети читают задание)
- Владимир Набоков писал не только прозу, но и стихотворения. Как называются его стихотворения, с которыми мы сегодня познакомимся. («Грибы», «Мой друг, я искренно жалею»)
- Определите цель нашего урока.
- А помогут нам наши друзья Евдокия Васильевна, Маша, Миша, Костя Погодин.
4. Работа со стихотворением «Грибы»
- Давайте знакомиться с первым стихотворением Владимира Набокова «Грибы». Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула и закройте глазки. Я читаю стихотворение, а вы в своём воображение рисуете то, что хотел донести до вас поэт. Потом расскажите. (Учитель читает произведение)
- Откройте глазки. Давайте с помощью слов опишем ту картину, которую вы нарисовали в своём воображении. Слушайте друг друга, не повторяйтесь.
- Легко ли было представить себе картину, описанную поэтом? (Дети читают задание из учебника: «Как называется подобное изображение в живописи?»)
-В живописи подобное изображение называется натюрмортом. Что такое натюрморт?
-С какими натюрмортами мы уже знакомы? (Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», Ван Гог «Подсолнухи» - учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 2).
Слайд
5. Этап первичного закрепления.
- Поднимите руку, кому понравилось стихотворение. Я люблю перечитывать понравившиеся мне произведения. Прочитайте про себя.
- Евдокия Васильевна вам даёт следующее задание. (Поэт испытывает к тому, о чём пишет, чувство глубокой нежности. Ты соглашаешься с этим мнением?)
- Смогли ли вы почувствовать эту нежность, прочитав стихотворение «Грибы»?
- А сможете найти подтверждение этого во второй строфе? В третьей? А в четвёртой строфе?


Физминутка
Слайд 4
- Помните «Утренний натюрморт» художника Кузьмы Петрова-Водкина?
-Ощущалось ли там присутствие человека совсем рядом?
- Почему присутствие человека на картине столь ощутимо? Только что сорванные цветы, чай в стакане, чайник с открытой крышечкой, небрежно брошенные спички, собака – все говорит о том, что здесь кто-то был совсем недавно и наверняка скоро вернется.)
Слайд
- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения. В каких строчках и словах чувствуется невидимое присутствие людей: и тех, кому принадлежат грибы и корзинка, и тех, кто рассматривает натюрморт? ( ждет кого-то, грибы разложены для счета, вся испачкана черничным соком)
- Можно ли догадаться, что люди, которым принадлежат грибы, - это не те, кто рассматривает картину? (скамейка ждет кого-то, т.е. тех, кто оставил на ней корзинку, посмотри, предлагает автор в четвертой строфе, указывая на перепачканную черникой корзинку.)
6. Самостоятельная работа учащихся.
- Чтобы подготовить выразительное чтение стихотворения, надо передать настроение автора. Работа по «Словарю настроений». Найдите настроение, соответствующее настроению автора.
Слайд
- А теперь сверьтесь с соседом. Если совпадает, то поднимите руки».
- Теперь вы готовы к выразительному чтению стихотворения. (Чтение стихотворения по четверостишьям учащимися.
-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?
-стр.129
-Владимир Набоков с раннего возраста любил природу.(прочитать отрывок об увлечении Набокова.)
-Кто знает значения слова «энтомолог»?
-Бабочки-одни из самых удивительных существ. Их крылья покрыты чешуйками, с помощью которых на крыльях бабочек созданы разные узоры.
Самая большая бабочка – Тизания агриппина (южно-американская), размах её крыльев составляет до 30 см. Есть бабочка, которая живет только один день. (используются иллюстрации бабочек). (Насекомое, живущее один день-бабочка-поденка, эфемерида.Удивительно красив предсмертный танец поденок. Эти легкие и нежные насекомые с прозрачными крыльями живут только один день или даже несколько часов. Они все вместе выходят из личинок, живших в воде 2 – 3 года, чтобы станцевать в небе брачный танец и умереть. Их характерный полет можно наблюдать тихим погожим вечером. Вначале, быстро взмахивая крыльями, поденки взмывают вверх. Затем они замирают и благодаря большой поверхности крыльев медленно, как на парашюте, спускаются вниз).
Вот такими интересными насекомыми увлекся Набоков. Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. А свою коллекцию в 4324 экземпляра подарил Зоологическому музею Лозаннского университета.
-Набоков отличался редкой наблюдательностью – эта черта пригодилась ему и как поэту, и как ученому-энтомологу.
-Найди в тексте стихотворения «Грибы» подтверждение того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира.
-Работа в парах. Прочитайте стихотворение по рядам выразительно, пытаясь передать настроение поэта.
-Ты можешь объяснить, что значит «тайная слепота» с точки зрения поэта?
-Послушайте ещё одно стихотворение В. Набокова «Мой друг» и попробуйте объяснить, что имел в виду поэт, говоря о тайной слепоте?
7. Чтение стихотворения учителем.
-Какие люди вызывают в поэте жалость?
Очевидно, что автор не причисляет себя к тем, кто поражен «тайной слепотой».
Сможете ли найти подтверждение этому в стихотворении? Подтвердите, что в том, как автор рассматривает лист, уживается интерес ученого и любование поэта.
-Работа в парах: 1 вариант в паре находит подтверждение, что Набоков рассматривал лист, как ученый, 2 вариант ищет подтверждение тому, что листом любовался поэт. Затем докажите друг другу свои точки зрения.
-Заслушиваем выступления пар. Как ученый, он что разглядел.
Как поэт, что подметил
-В этом стихотворении есть контраст! – сообщил Костя Погодин.
А ты видишь контраст?
(Человек ненаблюдательный и равнодушный к природе может пройти всю длинную аллею, так и не приметив изумительную красоту маленького листа)
-Работа в парах. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно, пытаясь передать настроение поэта.
8. Домашнее задание: понравившееся стихотворение прочитать выразительно, кто желает, выучить наизусть.
9. Работа в тетради на печатной основе. Проверка работы.
10. Итог урока:
Природа – вечный источник любования и наслаждения, то, что открывает в нас лучшие чувства. Любовь к природе облагораживает людей.
11. Рефлексия деятельности.
- В начале урока мы говорили, что будем наблюдать. За какими предметами мы с вами наблюдали? (За грибами и листочком)
- Повторите цель урока. Чему же вы научились у писателя и поэта Владимира Набокова?
- На следующих уроках мы продолжим учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Повторите домашнее задание.
15