Урок-обобщение по сказке Гоголя Майская ночь, или утопленница

МОУ «Терновская РМСОШ»











открытого урока

по литературе


















Учитель:
Балан Е.П.


2013



Цели урока:


проверить знания учащихся по изученному произведению;
развивать познавательный интерес к изучению произведений классической литературы;
развивать речь учащихся;
формировать навыки работы в команде.
План урока:
Сообщение целей и задач урока.
Викторина.
Итоги урока. Определение победителей.
Оборудование:
2 девочки в костюмах лесных русалок,
Луна, серые облака
карточки для работы;
три конверта с надписями: «Страшные», «Веселые», «Таинственные»;
листочки с названиями эпизодов;
рисунки детей на двери
карточки-цветы

два больших бумажных сердца (одно меньше другого), маленькие сердечки

Ход урока
В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная”.
I. Сообщение целей урока: Сейчас не декабрь, а май. Да-да, я знаю, что на улице мороз и снег. Но здесь, у нас, мы можем сотворить свою майскую ночь
II. В исполнении уч-ся звучит наизусть отрывок «Знаете ли вы украинскую ночь? ».
Итак, что нужно для майской ночи?
Цветы луна, звезды, река и «соловьиный гром»
Итак, первый вопрос – а каждый вопрос – звезда на «небо».
III. Викторина. Класс делится на две команды.
Повторение
Работа по карточкам. Карточки в виде цветов. Отгибаем лепесток, который содержит правильный ответ на вопрос.
Как называется набор слов, которые выписаны по алфавиту и объяснены? (Словарь)
Литературный прием - наделение неодушевленных предметов живыми качествами! (олицетворение)
Литературный прием переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (метафора)
 Это прилагательное + существительное. (Эпитет)
изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятие (Сравнение )
«Расцветшие цветы» крепим на стены.
Вот теперь мы в сказке. И в этой сказке пройдет наш урок-викторина между командами
А. Конкурс «Узнай словечко». Каждой команде дается карточка со словами (по 4 слова), значение которых нужно объяснить, стараясь подобрать синонимы и картинки. Гостям тоже
1 команда

Бандэра –

Люлька –

Жупбн –

Пбрубок –


2 команда

Монисто –

Дивчина –

Головб –

Цибэля –
Конкурс для гостей:
Кто такая свояченица?
Узнайте название других повестей сборника «Вечера на хуторе..».
Иван Федорович Шпонька и его свекровь.
Пропавшая азбука
Страшная жесть
Заколдованное тесто
Б. «Узнай героя» (по описанию, по речевой характеристике, по действию)
В распечатке
1) « горели приветно, будто звездочки, ясные очи, блистало красное коралловое монисто» (Ганна)
2) « угрюм, суров с виду, не любит много говорить, не любит щеголять, вдов, крив, любит иногда притворяться глухим» (Голова)
3) «Варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет на рубашки и заведывает всем домом» (Свояченица)
4) «Низенький, толстенький человек с маленькими, вечно смеющимися глазками, под носом торчали коротенькие и густые усы» (Винокур)
5) «Молодой казак в решетиловской шапке и с бандурою в руках» (Левко)
6) «В пестрядевых шароварах и жилете цвету винных дрожжей, сопровождающий свой рассказ протягиванием шеи и приведением ее в тот же час в прежнее состояние» (Писарь)
7) «Скоро и смело кидалась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву» (Ведьма)
8) «Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца, но как чудна, как прекрасна!» (Утопленница)
Работа по учебнику
В. Конкурс «Народные поверья, отразившиеся в повести»
1) Как Ганна объясняет появление звезд на небе? (« это ангелы божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас»)
2) Как в речи главных героев отразились народные поверья о том, что Бог сходит на землю? Найдите и зачитайте соответствующие отрывки из повести.
Ганна
Левко
« есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю ночью перед светлым праздником»
« у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог вступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле»
3) Каким образом, по народному поверью, можно избавиться от сатаны, ведьмы? (Бить плетью из зеленого тростника, сжечь при помощи огня из люльки)
4) Как удалось избежать этой участи:
1 команда
свояченице?
(перекрестилась, доказав, что она не ведьма)
2 команда
мачехе, долгое время живущей среди утопленниц?
(превратилась в одну из утопленниц)
5) Как удалось Левко узнать ведьму и почему это не удавалось панночке? (Левко заметил, что во время игры в ворона тело одной из девушек «не так светилось, как у прочих: внутри его виднелось что-то черное», « почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость»)
Г. Вопросы, связанные с описанием природы
1) Закончите фразу. Кому она принадлежит?
«Как тихо колышется вода, будто » (дитя в люльке, Ганна).
2) Какие эпитеты использует Н. В. Гоголь, описывая ночь? (Божественная, очаровательная, великолепная)
3) «Как бессильный старец, держал он в холодных объятиях своих далекое, темное небо, осыпая ледяными поцелуями огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи». Кто такие бессильный старец и блистательный царь ночи? (пруд и месяц)
4) Сравните описания старого дома. Чем они отличаются? Почему, на ваш взгляд, автор не раз возвращается к этому описанию? С чем это связано?
а) «Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу; и кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду».
б) «С изумлением глядел он [Левко] в подвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце».
в) « над ним [прудом] печально стоял ветхий дом с закрытыми ставнями; мох и дикий бурьян показывали, что давно из него удалились люди».
Д. Конкурс «Каких событий больше»?
Каждой команде выдаются:
1) конверты с надписями: «Страшные», «Веселые», «Таинственные»;
2) листочки с названиями эпизодов:
История, рассказанная винокуром о тёще;
Встреча Левко с панночкой; (загадочная)
История о панночке и ее мачехе; (страшная)
История с пьяным Калеником; смешная, (построена на несоответствии)
История, случившаяся со свояченицей; смешная, (построена на неожиданности)
Ведьма, играя роль ворона, гоняется за девушками.
Командам необходимо положить каждый листок в конверт с соответствующей их впечатлениям надписью и объяснить , по каким признакам они определили , страшные , весёлые или таинственные эти эпизоды.
Конкурс инсценировок. Каждая команда представляет свою сценку.
Е. Заключительный конкурс
На фоне всех событий, происшествий основное в повести – любовь Ганны и Левко. Сильное чувство помогает героям преодолевать все препятствия.
Кто вспомнит, как обращались Левко и Ганна друг к другу? (Кто больше?)
На доске – два сердечка. Одно большое, другое меньше. На них еще маленькие сердечки, на оборотной стороне которых написаны обращения героев друг к другу. Если учащиеся затрудняются ответить, поочередно (по одному представителю команды) снимают маленькие сердечки, читают то, что написано на оборотной стороне и размещают вокруг больших сердечек.
IV. Итоги урока.
Определение победителей.
-Нам осталось только выяснить,
почему же Гоголь так назвал свою повесть? (Русалка помогла осуществиться любви молодых людей).
И в завершение – сюрприз: Антоха Е. расскажет нам стихотворение, которое она написала в честь этой удивительной сказки:
Ночь накрыла все село
И затихли птицы
Над Днепром плывет луна
Месяц серебрится
Сказка с жизнью здесь сошлись
Чудо – и реальность.
Вот скандалит голова
А вот тут тут тайна.
Вот Каленик во дворе
Хаты ему мало
Вот кружится под луной
Хоровод русалок.
Что, невесел ты, Левко,
Знать, на сердце смутно?
Полно горевать – не впрок.
Помоги кому-то!
Даже если самому
Все теперь не мило.
Человеком нужно быть
И с нечистой силой.
Майской ночью у пруда
Все может случиться
Над Днепром плывет луна
Месяц серебрится

VI. Домашнее задание.
написать сочинение «Что общего в образах Ганны и панночки-утопленницы?»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




План-конспект «Майская ночь или утопленница»