Технологическая карта урока литературы в 6 классе Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова


Технологическая карта
урока литературы в 6 классе
«Особенности выражения темы одиночества в лирике
М.Ю. Лермонтова»
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6 «А»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема:«Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». («Утес», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…»)
Планируемые результаты
личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
метапредметные:
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения.
Основные понятия:Лирика, лирический герой, антитеза, олицетворение, эпитет, сравнение композиция, строфа
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, музыка
Ресурсы:тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», «Утес», «Парус»;
учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература. 6 класс» (автор-составитель Снежневская);
презентация в формате «PowerPoint»;
словари ( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»);
иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова;
карточки с заданиями группе;
рабочие листы.

Ход урока
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 Мотивирование к учебной деятельности Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
-Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.
- скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
- белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
- Кто же автор этих стихотворений?
Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке?
-Давайте сформулируем тему.
- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Особенности выражения темы одиночества»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
-Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: каковы особенности выражения темы одиночества
Отгадывают вопросы викторины Взамодействуют с учителем, предлагают свои темы урока Аргументируют свои высказывания Контролируют правильность высказывания Формируют умение слушать
3 Выявление места и причины затруднения Звучит музыка:
На ее фоне - профессиональная декламация стихотворений М.Ю. Лермонтова: «На севере диком…», «Утес», «Парус».
- Сейчас вы слушали великие стихи в исполнении великих артистов. Я уверена, что в это время каждый из вас представил и мятежный парус, и одинокую сосну, и утес-великан. Вы слышали свист ветра, ощутили холод дикого севера, и жар далекой пустыни… А задумывались ли вы над тем, как удалось поэту проникнуть в ваше сознание, переместить вас из классной комнаты в иные миры, заставить ваше сердце пережить то, что пережил лирический герой этих стихов?.. Почему поэту удается передать в словесном образе звук, цвет, настроение, эмоции – все богатство нашего мироощущения?. Отработка понимания содержания Анализируют высказывания Слушают во фронтальном режиме Умение на слух понимать услышанное Контролируют высказывания 4 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Я приглашаю вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как рождается образ.
Организует деление класса на группы. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания.
1 группа анализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»
2группа анализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»
3 группа анализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес»
Вопросы для обсуждения в группах
Найдите в стихотворении образы-противопоставления.
-страна далекая – край родной, над ним – под ним, счастье, которое ищут – счастье, от которого бегут, буря – покой.-одинокая сосна – прекрасная пальма, север дикий – далекая пустыня. Другими словами, суровой реальности противопоставлен мир мечты.
-утес – тучка, весело играя – тихонько плачет.
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой разные природные стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопоставлена вечно неподвижному, монолитному «утесу». - Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.
Риза- 1. Облачение, одежда священника при богослужении.
Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.)
Утес – Высокая скала. Как утес стоит что-н. или кто-н. (твердо, непоколебимо).
Пустыня – 1. Большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью. 2. Безлюдная или малонаселенная местность (устар.)
Горючий - 1. Способный гореть. 2. Горький. Горючие слезы.
Участвуют в ра-боте в группах.
Анализируют поэтическое произведение Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных смысловых признаков. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
5 Реализация построенного проекта Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями, но оно бы не было целостным, если бы не образы, обладающие общими чертами. Назовите их
- Найти и выписать слова (словосочета-ния), которые можно объединить в смыс-ловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение?
В стихотворении преобладает настроение грусти, даже страдания от одиночества.
- Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?
одиночество.
- Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.
Антитеза (противопоставление): страна далекая – край родной, буря – покой.
Олицетворение: парус, ветер свищет.
Эпитеты:голубом, светлей лазури, золотой.
Антитеза (противопоставление): мир реальности – мир мечты
Олицетворение: сосна…дремлет, снится ей (сосне), грустна…пальма.
Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, на утесе горючем.
Сравнение: одета, как ризой
Антитеза (противопоставление): весело играя – задумался, тихонько плачет
Олицетворение: ночевала тучка, утес задумался, плачет
Эпитеты: тучка золотая, утес-великан, весело играя,влажный след
- Определите композицию стихотворения
«Парус». Стихотворение состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая – изображают внутреннее состояние лирического героя, наблюдающего за парусом.
«Утес». Стихотворение состоит из двух строф, также построенных по одной модели: первая и вторая строка пейзаж, а третья и четвертая – олицетворение в образе утеса человеческих чувств.
«На севере диком стоит одиноко…». Стихотворение состоит из двух строф. Две строфы - два поэтических мира. Первый мир - реальный, в котором сосна «стоит одиноко», второй – мир мечты, который «снится ей». Первая и вторая строка первой строфы – пейзаж, далее - олицетворение в образе сосны человеческих чувств.
Анализируют поэтическое произведение Осуществляют анализ увиденного и услышанного По вызову учителя озвучивают перечень художественных приемов, использованных автором Строить монологическое высказывание
Осуществляют самоконтроль и контроль Принимают и сохраняют учебную цель.
Взаимоконтроль.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует обсуждение
В каком стихотворении тема одиночества выражена наиболее трагично?
Если в «Парусе» одиночество гордое и мятежное, осознаваемое как вызов миру, то в «Утесе» нет никакой полемичности, нет вселенского масштаба – просто установлена безысходность ситуации.
Если в стихотворении «На севере диком…» сосна способна мечтать (это какое-то мыслительное действие, связанное с будущим), то «утес» может лишь недолго сохранить «влажный след» ветреной «тучки» и «плакать». Это олицетворенное человеческое страдание в «пустыне»: одиноко плачущим оказывается утес-великан, скала каменная стена, символ прочной и уверенной в себе силы. «Влажный след» - реалистическая деталь, влага в расселине скалы. Этот источник слез быстро высохнет от того же ветра, что умчал «тучку золотую», и страдание, запертое в каменном безмолвии, лишится и слез.
В каком стихотворении есть надежда на преодоление одиночества?
(«Парус». В третьей строфе картина окружающего мира гармоничная, светлая, яркая. Пусть она контрастна состоянию лирического героя, пусть «как будто» демонстрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от себя, пусть герой страдает от разлада с самим собой. Но он, пусть мысленно, но совершает действие, которое невозможно ни в «Утесе», ни в «На севере диком…»В «Парусе» нет упоминания о свободе и воле, но эти мотивы там реально присутствуют вместе с ощущением беспокойства, тревоги, порывом к бесконечному, жаждой простора и «бури».«Счастие») достигается только в результате действия, а значит, есть надежда).
Почему стихотворение «Парус» стало символом лермонтовской поэзии?
(Глубок философский смысл стихотворения. Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Конфликт между парусом и морем – это конфликт между человеком и бытием; покой и буря не могут быть одновременны, и человек не может это изменить. Стихотворение насыщено антитезами (далекая страна – родной край, покой - деятельность, добро – зло, счастье – страдание, свобода и неволя, земное – небесное, «я» - внешний мир). А лирический герой жаждет цельности и естественности. Этот конфликт так близок русскому человеку, а стихотворение так художественно совершенно. Все это сделало «Парус» «визитной карточкой» лермонтовской лирики).Участвуют в беседе Осознанно и произвольно строят произвольное высказывание в устной форме Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме Понимают на слух ответы. Умение формулировать собственное мнение и использовать речь для регуляции своего действия Осуществляют самоконтроль понимания ответов Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует обсуждение обобщающего вывода
«обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного и окончательного результата.В отчете задействованы все!
1 группа
В стихотворении Лермонтова «Парус» два центральных образа - парус и лирический герой. Их объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус и одинокий герой… Герой видит в парусе символ одинокой души, он отождествляет себя с парусом. Герой так же одинок в море жизни и мятежен, как парус.
Основную тему стихотворения можно определить словом ОДИНОЧЕСТВО.
В «пейзажных» строках заключается смысловое противоречие, антитеза. Противопоставлены парус и море. Парус борется со стихией, но одновременно ищет бури. Здесь противоречие, которое присуще и лирическому герою в его мире, в море человеческой жизни.
Стихотворение состоит из трех строф, каждая строфа – из четырех строк. Все три строфы построены по одной модели: 1-2 строки рисуют радостную картину природы (через цвет), а 3-4 – изображают внутреннее состояние лирического героя, наблюдающего за парусом.
В «действиях» паруса мы видим смысловое противоречие. В реальности – гармония и красота природы: струя светлей лазури,луч солнца золотой, парус белеет в тумане голубом….
Парус – мятежный (олицетворяющий эпитет).Значит,буря - это состояние души, а не состояние природы и мира. Буря – в душе героя!!! Вот почему хочется думать, что есть надежда: лирический герой, который ощущает себя одиноким парусом среди бури, будет, наконец, в ладу с собой и миром.
2 группа
В стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» два центральных образа - одинокая сосна и прекрасная пальма. Они противопоставлены. Есть и другие противопоставления: север дикий – далекая пустыня. Другими словами, суровой реальности противопоставлен мир мечты.
Стихотворение не было целостным, если бы у противопоставленных образов не было чего-то общего, тождественного. Сосна… стоит одиноко, а пальма… одна и грустна;сосна стоит на голой вершине, пальма - на утесе горючем.
В стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя»: одиноко, на голой вершине, дремлет, одна и грустна. Общее настроение – грусть от одиночества.
По настроению легко определить основную тему стихотворения: одиночество.
Мечты одинокой и грустной сосны связаны с одинокой и грустной пальмой. Смысловое противоречие в мечтах сосны объяснимо: сосна мечтает не о веселой и счастливой, а о печальной и одинокой пальме потому, что пальма так же несчастна и одинока на своем юге, как и сосна на севере. Это то существо, которое как никто поймет страдания сосны.
Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одино-чества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Герой Лермонтова ищет не счастья, а сочувствия.
Идея стихотворения Лермонтова – жажда сочувствия, необходимость его для человека, мечта о тепле другой руки и горькое сознание неосуществимости этой мечты «на севере диком».
3 группа
В стихотворении Лермонтова «Утес» два центральных образа: утес и тучка. Они противопоставлены. Есть и другие противопоставления: тучка умчалась, весело играя – утес стоит и тихонько плачет (олицетворение).
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой разные природные стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопос-тавлена вечно неподвижному, монолитному «утесу». В стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя»: одиноко… стоит, плачет в пустыне. В стихотворении преобладает настроение грусти, даже страдания от одиночества. Поэтому по настроению легко определить основную тему стихотворения: одиночество.
Цветовую гамму стихотворения создают жизнерадостные, яркие цвета золота и лазури. Но утес словно не видит праздника жизни - он задумался. Каменный исполин - тихонько плачет (антитеза),
В стихотворении «Утес» поэт говорит не о конкретных людях, не о Нем и не о Ней.
Здесь образы природы являются поэтическими заместителями людей, т. е. символами. В стихотворении говорится о непрочности человеческих отношений; о том, что несходство судеб, принадлежность к разным стихиям не может объединить героев.
Участвуют в беседе Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме От каждой группы озвучивают ответы, подготовленные группой Строить высказывания, понятные для партнеров Прослушивают ответы Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату
8 Включение в систему знаний и повторение Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее соответствует настроению стихотворения, его идее.
Найдите смысловое противоречие в «дейст-виях» паруса.
Почему образы сосны и пальмы можно отнести одновременно и противопостав-ленным, и тождественным образам?
В первой строфе описывается реальное событие, а во второй последствия этого события для старого утеса, его внутреннее страдание. Почему поэт выбрал разные временные глагольные формы для описания действий и состояния героев?
Участвуют в беседе, работают с текстом Осуществляют анализ Выслушивают ответы Осознанно и произвольно строят высказывания Осуществляют контроль и взаимоконтроль в процессе выполнения задания Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Организовывает работу в группах на тему "Мои впечатления от урока".
Дополните начало одного или нескольких предложений.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял(а) задания и …
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я задумался(ась), о том…
Я научился(ась)…
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Предлагает выбрать домашнее задание
Ответить письменно на вопросы.
1. В каком стихотворении («На севере диком…», «Утес», «Парус») тема одиночества выражена наиболее трагично?
2. Почему стихотворение «Парус» стало символом лермонтовской поэзии?
Рефлексия своих действий(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)