Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета.

Технологическая карта урока.
Учитель: Болдырева Людмила Владимировна.
Предмет: Литература.
Класс: 6 – А.
Тема: «Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета».
Тип уроков: интегрированный (литература, изо).
Цель:
узнать о жизни поэта;
повторить понятие лирика;
развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Задачи:
знание основных сведений о жизни и творчестве Фета;
умение выразительно читать текст;
владение элементами анализа текста.
УУД:
коммуникативные: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий, формировать навыки работы в группе, умение высказывать и обосновывать свое мнение, сотрудничать в коллективе;
регулятивные: уметь находить нужную информацию;
познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста.
Планируемые результаты:
предметные: научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать, видеть ИВС;
метапредметные: формировать у учащихся деятельные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
личностные: формирование познавательного интереса.
Основные понятия: лирика, изобразительно – выразительные средства, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, аллитерация, звукопись.
Межпредметные связи: уроки изо, русский язык.
Ресурсы: учебник; электронная презентация.
Формы урока: К, И, Г, Ф.
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания, ведущие к достижению запланированных результатов.

Организационный момент.
Время: 2 мин.
Этапы: приветствие, целеполагание, записи.
Организация учащихся для последующей деятельности.
Записывают дату, вид работы, тему урока.








Актуализация знаний.
Время: 10 мин.
Этапы: чтение статьи о Фете «с остановками».
Вызов. Как вы думаете, о чем мы узнаем, прочитав статью?
Осмысление содержания.
1 остановка (прочитаны 1-3 абзацы).
Каковы детские впечатления поэта?
2 остановка (прочитан 4 абзац).
Изменилась ли жизнь поэта в Московском университете?
3 остановка (прочитаны 5-6 абзацы).

·Каковы этапы становления Фета-литератора?
4 остановка (прочитаны 7– 9 абзацы).
Что вы узнали о Фете – авторе лирических стихов?

Читают статью учебника и отвечают на вопросы учителя.

Чтение, ответы на вопросы, обсуждение различных точек зрения.

Работа по теме урока.
Время: 15 мин.
Этапы: чтение и комментирование текстов стихов.
Организует чтение и анализ стихов.
Что каждому из вас ближе – проза или поэзия? Но сегодня мы вновь говорим о стихах, о лирике.
Что такое лирика?
Мы читали стихи Тютчева. Теперь послушаем стихи Фета.
Чтение «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы».
К какому поэтическому жанру мы отнесем эти стихи? (Пейзажная лирика.)
Любое слово вызывает у нас определенные ассоциации. Иногда, услышав слово, мы можем почувствовать запах, вкус, услышать звуки, представить краски.
Закройте на мгновение глаза Какие картины вы себе представили? Какие звуки услышали? Какие краски увидели?
А какие же изобразительно – выразительные средства помогли нам все это увидеть и услышать?


Читают и анализируют стихи.
Применение приемов слушания, анализ текста.


Закрепление.
Время: 10 мин.
Этапы: рассматривание картины, сопоставление ее с текстом стихотворений, беседа, выполнение творческого задания.
Организует рассматривание картины художника И. И. Шишкина «Зима», сопоставление ее со стихотворением «Учись у них», написание минисочинения по вопросу № 3 на стр.208.

Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, пишут минисочинение.
Анализ текста и описание картины, написание сочинения- миниатюры.

Рефлексия. Домашнее задание.
Время: 5 мин.
Этапы: ответ на вопрос, запись задания.
- С каким настроением я ухожу сегодня с урока?
Дает задание, комментирует.
Отвечают на вопрос учителя.
Записывают задание, задают вопросы.
Дома: стр.210-212 (письменно кратко ответить на вопрос на стр.212).