Урок литературы в 5 классе по произведению Р. Стивенсона Вересковый мед


Урок литературы в 5 классе по произведению Р. Стивенсона "Вересковый мед"
Цель: познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед». 
Задачи: 
познакомить учащихся с балладой Р. Стивенсона «Вересковый мед»; 
совершенствовать умение работы с текстом: учить находить в балладе ключевые слова и фразы;
давать характеристику героям, используя текст произведения;
развивать логическое мышление, умение отстаивать свою позицию; развивать умение прогнозировать дальнейшие события;
повторить сведения о жанре; 
воспитывать любовь и уважение к Родине. 
Ход урока
Работа с учебником.
Чтение статьи о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона. Составление опорного конспекта для пересказа биографии.
Работа с терминами.
Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
Сегодня мы подробно познакомимся с балладой Роберта Стивенсона, в основу которой была положена народная легенда о пиктах. Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии. Там существуют целые заросли этого растения
Чтение с остановками 
Учитель читает 1 часть баллады до слов: «И мертвый - на живом…» 
Скажите, что произошло давным-давно в стране пиктов? 
Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля? (безжалостный)  Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили, истребили).
Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу? 
(сочувствует, так как называет «бедными»). 
Чтение 2 части до слов: «Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!» 
Ребята, что произойдёт впоследствии? Почему вы так считаете? (Ответы учеников). 
Чтение 3 части до слов: «Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь!» 
Кто сейчас будет разговаривать «с глазу на глаз» с шотландским королём? О чем пойдет речь? 
Чтение 4 части до слов: «А я научу шотландцев Готовить старинный мед!» 
Ребята, расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта? Объясните, почему он просит короля убить сына? 
Чтение произведения до конца. 
Беседа по произведению
Понравилась вам баллада Л. Стивенсона? 
Думали ли вы, что так закончится произведение?
Какие слова оказались для вас незнакомыми? 
Словарная работа с элементами беседы 
Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии. 
Что вы можете сказать о них после прочтения произведения? 
(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах). Вельможа — здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель. 
Пучина, нурт, нурты — водоворот. 
Я уже говорила, что Вереск — это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами. 
Чем же является вереск для пиктов?
(Вереск для пиктов – это жизнь.) 
Ребята, как защищали пикты свою землю? Подтвердите свой ответ словами текста.
(На вересковом полНа поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.) Ребята, Стивенсон не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным. 
Ребята, кто является главным героем баллады? (Старик пикт). 
Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его («старый горбатый карлик»). 
Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка? Ваше отношение к такому поступку? 
Ребята, обозначьте: он положительный или отрицательный персонаж? Сначала хорошо подумайте, потом ответьте.
6.Рефлексия.
Данное произведение – баллада. По каким признакам вы это определили? (Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка). 
Ребята, в конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением?
(Нет. Ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе. В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию, даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть).В произведении нет ни одного имени маленьких пиктов? Почему? (Автор показывает типичность образа). 
Ребята, определите тему и основную мысль произведения.
Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров 
Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей. Закончите фразу 
- Прочитав балладу, я пришла (пришёл) к выводу… - Самое интересное в балладе - это … 
- На месте старого пикта я бы…. 
Льюис Стивенсон автор многих произведений. Посмотрите, некоторые вы читали или слышали о них. Может быть, смотрели мультфильмы. «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный».
Советую вам прочитать эти удивительно интересные книги. 7. Обобщение 
1. Какие чувства вызвала у вас история, рассказывающая о последних пиктах? 
2.Что больше всего запомнилось? 
3. Чему научил вас сегодняшний урок? Что выделали на уроке? Какую работу выполняли? (познакомились с произведением, узнали много новых слов, узнали о пиктах – древних племенах Шотландии, о красивой легенде, о гибели свободолюбивого народа. Вспомнили жанр баллады, его основные особенности и. т.д.) 8. Итог урока. Выставление оценок 
Заключительное слово учителя 
Ребята, сегодняшний урок, я думаю, заставил вас о многом задуматься. Трудно понять сначала, почему старик пикт делает такой выбор. Он решает за своего сына. Правильно ли он поступает? Подумайте об этом. 
Я думаю, что вы сегодня многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное помогут в ситуации выбора сделать верный шаг. 
9. Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть любые 4 строфы (16 строчек произведения)