План-конспект урока по литературе «А мне костёр не страшен…» (по балладе Роберта Стивенсона «Вересковый мёд» и отрывку из книги Сэди Вайлерштейна «Еврейские герои»)

Конспект открытого урока литературы к Хануке в 6 классе
«А мне костёр не страшен»
(по балладе Роберта Стивенсона «Вересковый мёд»
и отрывку из книги Сэди Вайлерштейна «Еврейские герои»)
Цель:
Углубить знания о литературной балладе;
Развивать навыки сравнительного анализа художественных текстов;
Формировать понятие о жертвенности во имя своего народа.

Оборудование урока: на доске написана тема урока; на партах учеников тексты художественных произведений.

Ход урока:
Учитель
Ученики

На доске написана цитата, она раскрывает тему нашего разговора. Скажите, кому принадлежит эта фраза?

Мы дома читали балладу Роберта Стивенсона «Вересковый мёд». Главный герой, старик-медовар, говорит, что смерть ему не страшна, потому что он сохраняет тайну своего народа.

- Какие чувства вы испытывали после прочтения баллады? Что больше всего поразило вас в ней?

Испытали чувство восхищения за «малюток-медоваров»; их храбрость, способность отдать жизнь за тайну своего народа достойна преклонения; также поразило в балладе описание жестокости сильных шотландских воинов: они вступают в борьбу со стариком и мальчиком.

К какому литературному роду, какому жанру принадлежит это произведение? Обоснуйте свой ответ.

«Вересковый мёд» - это героическая баллада, принадлежит к лироэпическому литературному роду. (Называют их черты).

Сегодня мы познакомимся с отрывком из книги Сэди Вайлерштейна «Еврейские герои». Наш урок посвящен Хануке. Как вы думаете, о каких героях пойдёт речь?
Вероятно, о тех, кто освобождал Иерусалимский Храм. Возможно, о тех, кто сражался с армией Антиоха.



Перед чтением рассказа на доску вывешиваю вопросы для учащихся:
Кто из героев этого отрывка мог бы сказать: «А мне костёр не страшен»?
К какому литературному роду, какому жанру вы бы отнесли это произведение? Почему?
Чтение отрывка из книги Сэди Вайлерштейна «Еврейские герои» (5 мин.)

В деревне Модиин, что расположилась к западу от Иерусалима, жили когда-то пять братьев. Все они славились своей силой, отвагой и богобоязненностью. Их отцом был известный священник Матитьягу.
Как-то один из братьев – Йегуда, самый сильный и храбрый, спросил отца, почему они никогда не ходят в Иерусалим, чтобы молиться в Храме.
С горечью ответил отец:
- В Храме служит недостойный первосвященник. Он подчинился Антиоху.
Братья знали, что Иудеей правил Антиох, который во всём подражал грекам: наложил запрет на свободу вероисповедания, запретил евреям жить по законам Торы, говорить на родном языке, а соблюдение законов Шаббата каралось смертной казнью.
Однажды в Модиин пришла страшная весть: Иерусалим наводнили солдаты Антиоха, они хватали каждого еврея, который читал священные книги или соблюдал субботу, и казнили без суда.
Множество евреев бежало из Иерусалима. Их путь лежал через Модиин, где днём их прятал от солдат Антиоха Матитьягу, а ночью Йегуда и братья уводили их в горы.
Жуткие истории рассказывали беженцы. Так Матитьягу и его сыновья узнали о геройском поступке старого друга Эльазара, девяностолетнего писца, который даже под пытками и издевательствами не отказался от веры во Вс-него и предпочёл умереть, чем нарушить святой Закон. И многие евреи следовали его примеру.
Сыновья Матитьягу узнали о своих друзьях, семерых сыновьях вдовы Ханы, которых страшными пытками замучили до смерти, приказывая поклониться идолам. Даже самого младшего не пощадил Антиох, он обратился к Хане:
- Убеди своего сына спасти свою жизнь. Пусть он поднимет монетку, которую я уроню рядом со статуей Зевса.
- Сынок, будь достоин своих братьев! – сказала Хана.
И мальчик остался стоять, высоко подняв голову.
Тогда жестокий тиран приказал казнить и младшего.
Йегуда, услышав историю Ханы и её сыновей, обратился к братьям:
- Как долго мы будем бездействовать? Мы должны драться за свой народ и за наши святые законы.
Так сыновья Матитьягу собрали отряд повстанцев для борьбы с армией Антиоха. В народе их называли «маккавей», что значит «молот». Эта горстка защитников внушала ужас Антиоху.
Благодаря помощи и защите Вс-него маккавеи победили армию Антиоха.



Ученики
Учитель

В отрывке «Еврейские герои» данную фразу могли бы сказать и сыновья Матитьягу, и их друг Эльазар, и Хана с сыновьями. Рассказ о них очень похож на героическую балладу, но это эпос.

Вы правы, балладу нельзя отнести только к эпосу, но в литературе есть такое понятие, как героический эпос. К нему мы можем отнести рассказ о еврейских борцах с греками.



Наша задача сегодня – научиться сравнительному анализу художественных текстов. Для этого мы начертим таблицу, в которую впишем цитаты из текстов:
Параметры, по которым проводим сравнительный анализ
«Вересковый мёд»
«Еврейские герои»

литературный род и жанр
лироэпический род, героическая баллада
героический эпос

основа сюжета
(зачитываем отрывки)
угнетение пиктов шотландцами
угнетение евреев греками

портреты героев






(сказать о худ. приёме, который используется в текстах)
1. малютки-медовары (2 раза), маленькие люди, воробьиный голосок звучит резко и чётко, лежат в своих могилках тесных;


2. шотландский король безжалостный, глядит угрюмо, говорит гневно
1. сыновья Матитьягу славились силой, отвагой, богобоязненностью; девяностолетний писец Эльазар; Хана с семью сыновьями, принявшие смерть с высоко поднятой головой;
2. Антиох и его армия, предавшие свой народ

поступки героев

1. пикты приняли смерть, сохраняя тайну своего народа. «Лежал живой на мёртвом и мёртвый – на живом».


2. «Сильный шотландский воин мальчика крепко связал и бросил в открытое море».
1. и Эльазар, и Хана с сыновьями под пытками и издевательствами не отказались от своей веры и приняли мученическую смерть, а сыновья Матитьягу возглавили отряд повстанцев;
2. Антиох преследовал евреев, соблюдающих законы Торы, Шаббат, «жестокий тиран приказал казнить и младшего».

идея произведения и позиция автора

роль художественного приёма (антитезы)
Авторы преклоняются перед подвигами пиктов и евреев, сохранивших заветы, тайны, традиции своего народа, перед способностью человека без промедления отдать жизнь за свои убеждения.
Приём контраста используется для возвеличивания подвига малочисленного народа в борьбе с сильными воинами.


- Проведя сравнительный анализ художественных текстов, какой вывод мы можем сделать?
- Даже самый беззащитный, слабый человек, борясь за священные традиции своего народа, способен совершить великий подвиг, о котором будут говорить потомки через много-много веков.
- Так какова же была цель нашего урока?
- Думаю, что в канун Хануки (да и всегда) мы должны вспомнить о тех, кто ценою своей жизни отстаивал право народа на соблюдение национальных традиций.
15