Конспект урока по литературе на тему «Мир баллады» Р. Стивенсона «Вересковый мед» (5 класс0


Урок литературы в 5 классе поточно-групповой метод( литература и театр) по теме «Мир баллады» Р. Стивенсона «Вересковый мед».
Учитель: Одинцова Юлия Александровна.

Цели:
Познакомиться с исторической основой баллады «Вересковый мед»,
Рассмотреть особенности баллады.
Развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения, интерпретации.
Воспитывать чувства патриотизма.

Организационный момент.

1942 год. Страшное время для нашего народа. Великая Отечественная Война унесла 26 миллионов жизней только в России. Голод, холод, смерть вокруг
Еще недавно дым змеился над трубой,
Пекла хозяйка хлеб и бегали ребята
За этот детский труп в траве перед избой
Любая казнь - дешевая расплата!
(С. Маршак).
И в это время С.Маршак переводит балладу Р. Стивенсона «Вересковый мед».
Почему поэт обратился именно к этой балладе? Чем она его «зацепила?»
(Примерные ответы учеников).1942 год трудное время для России, победа над врагом зависела от каждого человека, от его стойкости, мужества и на фронте, и в тылу врага. Люди погибали за Родину, совершали подвиги, защищали свой дом. С.Маршак верил, что каждый человек был убежден, что мы победим. И жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени).
Я с детства люблю эту балладу, когда я училась в 5 классе, прочитала ее впервые она меня поразила, всегда хотела сыграть, на сцене, но в балладе только мужские роли. И все же сейчас хочу реализовать свою мечту, совместно с вами ребята, давайте осуществим постановку этого произведения.

Основная часть урока. Практическая часть.
Определите тип баллады (Героическая).
Если баллада героическая, то и постановка должна быть героической.
А что такое героизм? (подвиг во имя других, подвиг во имя Родины, самопожертвование).
А что такое баллада? Вы дома должны были найти определение.(Лирическое произведение с сюжетом, диалогами, неожиданным финалом, где проявляются чувства автора и героев).
Если бы вы были режиссером, то какую основную идею выбрали бы для постановки? О чем будем ставить спектакль? (Старик во имя высокой цели приносит в жертву сына и самого себя).
Как называется такой поступок? (Самопожертвование. Вересковый мед- это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Их не покорили и не победили. Об этом и надо сказать со сцены).
Выбирайте героев. В балладе есть авторский текст, выбираем автора.
Автор находит ключевые слова, важные для осуществления замысла режиссера. (Безжалостный, бедные пикты, живой на мёртвом и мёртвый на живом, некому, могилы тесные, допрос, слова не произнёс, гневно, черти, заветная тайна, гибель, совесть, бросил, последний крик, беда, костёр не страшен, умрет, святая тайна).
Делаем акцент на эти слова при прочтении, какие чувства выходят на первый план? (Страх, боль, жалость, ненависть, жестокость). Так и будешь читать.
Следующий герой-старик. Дайте характеристику этому герою.(Последний медовар, карлик старый, горбатый, гордый, стойкий, хотел перехитрить короля, мудрый). Оцените поступок старика .(Героический). Найдите в тексте ключевые слова, на которые будете делать акценты при постановке. (Смерть, измена, заветная, гибель, совесть, совестно, беда, стойкость, не страшен, святая тайна).
Будет ли отличаться интонация первого монолога старика от второго? (Да. Первый - тихо, с лукавством, второй -с гордостью). Концовка была неожиданной для вас? (Да. Как в любой балладе).
Какой герой противопоставлен старику в балладе? (Король).
Найдите эпитет, который характеризует короля. (Безжалостный, по его приказу всех пиктов согнали с их земли и уничтожили). Найдите глаголы, характеризующие короля (пришел, погнал, едет, глядит, думает, гневно). Найдите слова-акценты. (Пытка, черти). Охарактеризуйте короля. В каком времени стоят глаголы? В первых 6 строфах прошедшее время, а в остальных настоящее.
Почему? (С точки зрения композиции первые 6 строф - это зачин).
Где разворачиваются основные события? (В героической концовке).
В балладе есть еще один герой, это мальчик. Охарактеризуйте его. (15 лет, молод).
У мальчика нет слов. Зачем такой молчаливый образ в балладе? (Иногда молчание – золото, молчит с достоинством, думает о жизни, он же молод, но тайна важнее).
Сын и отец- мудрость и молодость. Каждая человеческая жизнь бесценна. А они гибнут во имя тайны. Справедливо ли это? (Нет, но они гибнут во имя Родины, они патриоты).
Герои! Остались ли у вас сомнения, как играть. (Нет).
Пока герои обдумывают и репетируют роли, что нам ещё необходимо для постановки? (Декорации). Я просила декоратора заранее найти слайды Шотландии. А ещё нам нужно познакомиться с этой страной, и мы пригласили консультантов: доктора исторических наук и географа, которые расскажут нам о Шотландии. Звукорежиссёр подобрал музыку для постановки, а костюмер- эскизы национальных костюмов Шотландии.
Действительно, баллада «Вересковый мед» родилась в Шотландии, в Великобритании, в 1875 году. Слово географу, декоратору, костюмеру и звукорежиссеру.
Вот она - Шотландия. (Слайды). Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка. Горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии.
«Scotland» - так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык. Обратимся к историку.
Историк: Как перевести слово «Scotland»? «land» - земля, «scot»- скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов, пиктов. Как появились, пикты никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но остались непонятные изображения.
Трагическое событие – война, во время которой были покорены племена пиктов, легло в основу баллады «Вересковый мед».
Декоратор: А еще важно показать растение, которое стало символом Родины в балладе.
Вереск – это вечнозелёное растение. Высота 30-50 см, листочки мелкие, свёрнутые, тёмно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод- маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Очень символично. Живёт до 40 лет. И за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно - вересковое поле! (Слайды). Сколько розового, сиреневого цвета, цвета счастья! Слышите: звенит? А аромат! Чувствуете?! А символом нашей Родины, какое является растение? (Берёза).
Вереск- растение пиктов.
Какими вы себе представляете пиктов?
Это маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.
Чем вереск был для пиктов?
Вереск для пиктов - это жизнь.
Как защищали пикты свои земли?
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.
Как сражались пикты, автор не описывает, но мы понимаем, что война была не на жизнь, а на смерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.
Как к пиктам относится автор?
Он им сочувствует: Малютки-медовары, бедные пикты.
Но эти малютки погибли за свою тайну все, погибли за Родину. А стоит ли погибать за это? Ведь человеческая жизнь бесценна? (Стоит, нет ничего дороже Родины).
Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Инсценировка. Звучит музыка, девочки играют на гитарах шотландские мелодии, музыка О.Респеги, слайды Шотландии, вересковое поле).
Понравилось? Выскажите своё мнение. Что получилось, что не получилось?
В 1974году режиссёр Ирина Гурвич сняла мультфильм «Вересковый мёд», (смотрим эпизод). Вот ещё одна интерпретация литературного произведения. Обратите внимание на костюмы. Как одеты пикты, (просто, обычно, нет элементов шотландского костюма). Почему И.Гурвич не одела героев в шотландскую одежду? (Это обобщение, такие события могут произойти в любой стране. В каждом государстве есть герои, которые погибали за свою Родину, не выдав тайну). В 1941-45г.г. и в нашей стране, в России гибли люди, чтобы росли берёзки, и мы могли с вами пить берёзовый сок. (Слайды).
Домашнее задание:

Одна моя ученица Девятова Женя, сняла мультфильм по этому произведению, давайте посмотрим, что у неё получилось. У каждого режиссёра свой взгляд на прочитанное. Посмотрите дома мультфильм «Вересковый мёд» Ирины Гурвич в интернете, и сравните эти 2 работы со своим виденьем этого произведения. Напишите миниатюру «Если бы я ставил балладу Вересковый мед».
Озвучьте мультфильм Жени Девятовой, выразительно прочитав текст баллады.
Рефлексия.
Урок сегодня получился очень плодотворным. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном и услышанном на уроке.
И в заключении, подводя итог, я хотела бы сказать, что «нужно прожить жизнь так, чтобы, оглянувшись назад, совесть не смотрела бы тебе в затылок».

15