урок по всеобщей истории 5 класс по теме Древний Египет


Управление образования и молодежной политики
Арзамасского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Наумовская основная общеобразовательная школа
Открытый урок
по всеобщей истории в 5 классе
Тема: «Повторительно - обобщающий урок по теме «Древний Египет»
Учитель
географии, истории
I кв. категории
Романова А.ВНаумовка, 2014
Тема урока:
«Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древний Египет»
Цель урока:
создать условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по пройденной теме.
Задачи:
способствовать усвоению учащимися исторических фактов, относящихся к периоду древнего мира;
развивать умения соотносить исторические факты и общие события;
способствовать формированию УУД:
личностных:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- формировать учебно-познавательный интерес к предмету;
- ориентировать нанравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя изсоциальных и личностных ценностей;
регулятивных:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
познавательных:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
- осуществлять анализ;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать;
коммуникативных:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- поддерживать готовность к сотрудничеству, работе в парах.
Тип урока: повторение пройденного материала
Форма урока: игра
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа) наглядные (презентация, иллюстрации), практический (самостоятельная, коллективная работы с различными источниками информации).План урока:
Организационный момент. (1мин.).
Этап целеполагания и мотивации. (4 мин.).
Закрепление изученного материала(35 мин.).
Задание на дом. (1 мин.)
Подведение итогов. (4 мин.).
Оборудование:
-мультимедийный проектор и экран;
- рабочие листы, карточки с заданиями (по количеству учащихся);
- карточки с ответами
- листы самооценки –таблица
Образовательные ресурсы:
- учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - Москва, «Просвещение», 2014;
- Атлас «История Древнего мира». М.- «Картография», 2013 г.
- Настенная карта «Египет и передняя Азия в древности». М.- «Картография» Роскартография, 2005 г.
- Рабочая тетрадь. Г.И. Годер. История Древнего мира. 5 класс, 1 часть. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
- Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Я рада вас видеть. Садитесь. Я думаю, что мы хорошо поработаем, будем на уроке активны и внимательны, чтобы найти все ответы на поставленные вопросы.
2. Этап целеполагания и мотивации:
- Предлагаю вам послушать стихотворение и определить о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Слайды № 3-5
Чтение стихотворения подготовленным учеником под музыку (Восточная музыка).
Сфинкс
Лёг отдохнуть усталый сфинкс у вечных пирамид. Свирепый страж седых гробниц задумался – молчит... Молчит и томно смотрит вдаль – куда-то на Восток. Что в взгляде том? Тоска? Печаль? А может быть упрёк? А может вспоминает он, как много лет тому назадМогучий, грозный фараон вёл войско на войну. Иль вдруг привидилось ему, как тысячи рабов Влачат гранитную плиту для храмов и дворцов. А может мыслит он о том, что мир в грядущем ждёт, О том, как вдруг восстанет он, когда черёд придёт… Лежит себе огромный сфинкс у вечных пирамид, Свирепый страж седых гробниц устал и тихо спит…
Ученик за стихотворение получает три балла.
3. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
- О чем говорится в стихотворении? (о пирамидах, сфинксе, фараонах, которые были в Древнем Египте).
Я согласна с вами.Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет».
4. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.
На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Египта.
А проходить наш урок будет в форме игры «Историческая эстафета», так как играть вы все любите.
Слайд №6
1. Словарная работа
2. Работа с картой
3. Юные реставраторы
4. Тесты
5. Историческая математика
6. Синквейн7. 1. Составить схему
7. 2. Исправить ошибки в тексте
8. 1. Оборвыши
8. 2. Что такое?
Эстафета будет проходить несколько этапов – заданий, за каждое задание вы будете получать баллы- жетоны, в конце урока подведем итоги. Каждый свои баллы занесете в таблицу, которые лежат у вас на парте. Будьте внимательны, вы должны повторить пройденный материал и заработать больше баллов.
5. Закрепление изученного материала. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд № 7
№1 Словарная работа: повторение понятий.
Давайте вспомним некоторые понятия, проведем словарную работу.
(Учащиеся выходят по очереди к доске, выбирают по 2 слова)
Фараон– правитель Древнего Египта
Амулет– мелкие предметы, которые защищают от злых духов и несчастий
Храм - жилище богов
Пирамида–огромные гробницы фараонов
Бронза – металл - сплав меди и олова, для изготовления оружия
Дротик–короткое копье
Иероглифы–значки, обозначающие письменность
Саркофаг - гроб, украшенный рисунками и надписями
Учащиеся получают жетоны за правильные ответы.
№2. Работа с картой
Сейчас вы по очереди будете выходить к карте и отвечать на вопросы.
Слайд № 8, 9
(Учащиеся выходят по очереди к доске, выбирают по 1 вопросу, показывают по карте)
1.Где возникло Египетское государство?
2. В какие страны совершали походы египетские фараоны?
3.Какими морями омывается территория Древнего Египта?
4.Как называлась первая столица Египта?
Учащиеся получают жетоны за правильные ответы.
№3. Юные реставраторы
Работа в парах:собрать изображения богов (рисунки богов разрезаны на 2 части)
Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги?
INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img6.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img7.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/416612/img8.gif" \* MERGEFORMATINET
Слайд № 10
Учащиеся собирают изображения, работая в паре.
Проверяют по слайду, каждый рассказывает про одного бога.
Ответы:
Анубис – бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала.
Гор – сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола.
Себек – бог воды, обитавший в Ниле, покровитель крокодилов. Изображался с головой крокодила.
4.Тот – бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.
Учащиеся получают жетоны за правильные ответы.
Тест на самопроверку.
Слайд № 11
Следующее задание будет такое. Теперь каждый работает сам за себя. Перед вами тест, здесь 4 вопроса, нужно в каждом вопросе выбрать один правильный ответ.
1. Приспособление для полива садов и огородов в Египте
а) рельеф; б) оазис; в) шадуф.
2. Что ввозили торговцы в Древний Египет? а) папирус; б) древесину; в) рыбу.
3. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
а) из шкур животных; б) из пальмовых листьев; в) из тростника.
4. Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы: а) Тутмос б) Тутанхамон в) Хеопс
Самопроверка по ключам.
Учащиеся проверяют свои ответы.
1– в
2- б
3 – в
4 – а
Учащиеся получают жетоны за правильные ответы.
6. Веселая физминутка. Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте? («да» - хлопок в ладоши, «нет» - тишина)
виноград (да)
сушеная рыба (да)
помидоры (нет)
финики (да)
земляника (нет)
картофель (нет)
инжир (да)
огурцы (нет)
мед (да)
тыква (нет)
дыня (да)
пироги с инжиром (да)
печеный картофель (нет)
пиво (да)
молоко (да)
ржаной хлеб (нет)
салат из фасоли (да)
Самостоятельная работа– соревнование.
Задание 5. Историческая математика.
Кто быстрее и правильно сосчитает.
Слайд № 13
1. Сколько лет назад произошло объединение Египта?
2. Сколько лет пирамиде Хеопса?
3. Сколько лет назад происходили завоевания Тутмоса III?
Учащиеся считают на листочках. Проверяют по эталону работу ученика, первого сосчитавшего.
1.
Получает жетончики ученик, первый справившийся с заданием.
Коллективная работа под руководством учителя
Задание 6. Составим синквейн- стихотворение, состоящее из пяти строк, по нашей теме.
Слайды № 14, 15
Фараон
Великий, грозный
Повелевает, царствует, наказывает
Мы прославляем тебя фараон
Фараон – наш Бог!
Выполняют все вместе, учитель синквейн записывает на доске.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд № 16
Задание 7 – 1. Составить схему
БОГ СОЛНЦА
Самый главный бог египтян
с

АМОН - РА
РА
АМОН

Задание 7 – 2. Найти ошибки в тексте
Слайд № 17
По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагается Древний Египет. Территория Египта значительно увеличилась около2500 г. до н. э. в результате завоеванных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей.
Учащиеся выполняют задания, проверяют сами себя по эталону.
Учащиеся получают жетоны за правильные ответы.
Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону
Слайд № 18
Задание 8 - 1: Что такое?
1. Дротики – стрелы – лук – …….(оружие)
2. Ливия – Сирия – Нубия – …….(страны)
3. Финики – инжир – виноград – …….(фрукты)
Задание 8 - 2. Оборвыши
1. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них ……… египетская пирамида
2. Иероглифов насчитывалось более …….. семисот
3. Самая высокая пирамида – пирамида фараона …… Хеопса
Учащиеся выполняют задания, проверяют друг у друга по эталону.
Учащиеся получают жетоны за правильные ответы.
7. Домашнее задание
Слайд № 20
Рабочая тетрадь:
1)1 группа – № 40 стр. 30-31
2) 2 группа – №39стр. 30
Учащиеся записывают в дневник д/з.
8. Подведение итогов.
Слайды №21-23
Ребята, подсчитайте свои баллы. Сегодня вы все работали хорошо, молодцы.
Критерии оценок (на доске)
0 -10 – «3»
11 -19 - «4»
20 - 30 – «5»