Технологическая карта урока ОРКСЭ на темуХристианские праздники и таинства(4 класс)


МБОУ «Алан-Бексерская основная общеобразовательная школа
Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан»
Конкурс на лучшую методическую разработку с применением ТДМ
«Мой лучший урок в рамках ФГОС»
Автор разработки:
Давыдова Валентина Михайловна, 1категория,
методическая разработка технологической карты,
«Христианские праздники и таинства»,
ОРКСЭ,4класс,УМК «Начальная школа 21 века».


2015г.
АННОТАЦИЯ К УРОКУ
Данный урок представлен в разделе Христианство.
На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».
Проблема урока: определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.
Урок состоит из следующих основных этапов:
Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности
Изучение нового материала
Первичное закрепление
Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа
Включение нового знания в систему знаний
Рефлексия
Домашнее задание
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, личностно-ориентированный
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная
ТЕМА УРОКА: Христианские праздники и таинства
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование и систематизация представлений о христианских праздниках и таинствах и развитие системы отношений к христианской культуре в рамках межнациональной и межконфессиональной толерантности.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Расширить представление обучающихся о многообразии христианских праздников и таинств и об особенности церковного календаря.
Организовать учебно-коллективную совместную деятельность.
Формировать умения анализа информации, выделения главного из текста, обобщения.
Закрепить знания обучающихся о христианских праздниках и таинствах и их сути.
Воспитывать взаимоуважение, межконфессиональную толерантность, бережное отношение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
ТИП УРОКА: урок первичного изучения и закрепления новых знаний
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
предметные: понимать суть церковного богослужения; знать основные праздники и особенности календаря; понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина;
метапредметные: смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов;
личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
РЕСУРСЫ:
- учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 2012 г., издательство «Русское слово»;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
- демонстрационно-раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ Этапы урока и вид деятельности Ресурсы Вид УД Форма организа-ции УД Содержание учебного материала Формируемые УУД
1. Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельнос-тиКомпью-тер, мультиме-
дийный проектор,
презента-цияОпределение пробле-мы, целепо-лаганиеФронта-льная- Что такое праздник?
- Зачем людям нужны праздники?
- Предлагаю по фотографиям определить о каких праздниках пойдет сегодня речь?
- Сделайте предположение, что мы будем изучать на уроке?
Какой смысл несут в себе церковные праздники? Что такое таинства и какую роль они играют в жизни христиан? В чем суть церковных богослужений?
- При помощи каких источников можно узнать больше информации о праздниках и таинствах? Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели2.
Изучение нового материала
Учебник
Карточки с таблицей
Карточка с таблицей, где линией соединяют названия и смысл Практический поиск, наблюдение, анализ, участие в коллективном обсуждении Работа в группах
Деление класса на 2 группы
- Прочитайте текст в учебнике, с.59-61
Задание для 1 группы: составить календарь праздников, заполнив таблицу, выяснить особенность церковного календаря;
Задание для 2 группы: определить понятие таинства, соотнести название таинств и их смысл, заполнив таблицу.
Дополнительное задание для обеих групп: составить один вопрос по тексту, с которым работала другая группа.
Проверка выполнения заданий.
Познавательные УУД: выделение существенной информации из текста, анализ, поиск информации Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение учитывать позицию собеседника Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция
3. Первичное закрепление Анализ, решение учебной задачи (УЗ) Фронта-льная«Мозговой штурм» - Где проводятся богослужения у христиан?
- Что понимается под словом «богослужение»? (Торжественная молитва Богу, которая совершается совместно служителями церкви и прихожанами)
- Когда проходят особые богослужения? (В дни церковных праздников)
- Дайте определение понятиям «Церковные праздники», «подвижные и неподвижные праздники», «таинства».
- Сколько таинств вы знаете? О каких таинствах вы узнали? (7: 1-крещение, 2-причастие, 3-покаяние, 4-венчание, 5-миропомазание, 6- священство, 7-соборование)
- Что такое пост и в чем его суть?
- Что означает понятие «Крестные ходы»? Регулятивные УУД
Познавательные УУД
4.. Закрепление изучен-
ного материала, обобщение Презента-
цияАнализ, решение УЗ, обобще-
ниеФрон-
тальнаяБлиц-турнир- Ребята, давайте в виде блиц-турнира назовем известные нам христианские праздники и таинства и их суть. Я кратко суть объясняю праздника или таинства, а вы называете их.
- Родился Иисус Христос (Рождество)
- Воскресение Христово (Пасха)
-Обряд, символизирующий новую, христианскую жизнь (Таинство крещения)
- Праздник, прославляющий Отца, Сына и Святого Духа (Троица)
- Исповедь священнику в совершенных грехах (Таинство покаяния)
- Обряд, совершаемый над молодоженами, вступающими в брак (Таинство венчания)
- Вкушение хлеба и напитка – Святых Даров (Таинство причастия) Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
5. 1.Самостоятельная работа
2.Самопроверка Анализ, решение УЗ, обобще-
ниеИндиви-дуаль-
наяКоллек-
тивнаяигра Выступления детей о главном христианском празднике Пасхе и таинстве Крещения
Раздаются карточки-лото. На них написаны термины урока. Задание: найти в ящичке нужное определение к каждому термину и закрыть окошко карточки-лото. Познавательные УУД: адекватно воспринимать и передавать информацию
Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Регулятивные УУД
6. Включе-
ние нового знания в систему знаний Учеб-
ный диалог Какой смысл несут в себе религиозные праздники и таинства? В чем суть церковных богослужений? К какому выводу мы пришли?
- Христианские праздники и таинства, также как и праздники других религий, очень важны в жизни верующих, так как учат жить в мире с собой и окружающими людьми, не совершать плохих поступков.
Суть церковных богослужений – духовно-нравственное очищение, совершенствование человека.
Мы живем в большом многонациональном государстве, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам, имеющие свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют. И мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур. Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий
Умение делать выводы, обобщения
Личностные УУД: умение соотносить свое поведение с морально-этическими нормами
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
7. Итог урока. Рефлексия Смайлики-солнышки, - Чем был полезен для вас сегодняшний урок? Что вы поняли и запомнили на уроке?
- Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежит солнышко с грустным и веселым (на обороте) выражением лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдете с урока.
Оцените свою работу на уроке:
- Я все понял, могу объяснить другим
- Я понял, но у меня еще есть вопросы
- Я не понял новый материал Регулятивные УУД: самооценка
Личностные УУД: самоопределение, отношение к результатам
8. Домашнее задание Расскажите членам семьи и друзьям о христианских праздниках и таинствах.
Найти пословицы и поговорки о праздниках. Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Приложение
Задание 1
Дата Название праздника Описание праздника, атрибуты Особенности
7 января Рождество Прославляют рождение Иисуса Христа
Куличи, крашеные яйца, пасха Неподвижный праздник
…… …… ……..
…….
Задание 2.
Соотнеси понятия
Название таинства Суть таинства
Крещение
Причастие
Венчание
Покаяние
Задание 3
КРЕСТНЫЙ ХОД
Крещение

Пасха
ВЕНЧАНИЕ
Реферат на тему
«Главный христианский праздник-Пасха»
Понятно, что люди любят воскресенье за то, что это день отдыха и праздника. Но почему именно в этот день было решено отвлекаться от обычных забот? Ответ дается в самом названии этого дня. Воскресенье. Приставка «вос» означает повтор, восстановление. А древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни. Значит, кто-то накануне ушел из жизни, но  в этот день вырвался от смерти и вернулся  в мир живых. В памяти и в языке многих народов нашей Земли таким «победителем смерти» стал человек, которого зовут Иисус Христос. Людей обрадовало не просто то, что он вернулся к жизни. Его ученики и друзья были поражены тем, как изменилось его тело. Они говорили, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Оно могло мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери«Пасха Христова» - то же самое, что «Воскресение Христово». Сначала о нем узнали лишь самые близкие его ученики (их было всего двенадцать человек). Потом же весть о воскресении Христа как основу своей надежды приняли многие народы и миллионы людей.В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся  к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся (не едят мяса, яиц, молока). Чаще стараются ходить в храмы для молитвы. Зато на Пасху - пир горой! Главный подарок – пасхальное яйцо. Из яйца вылупляется новая жизнь –поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Когда люди встречаются на Пасху, независимо от того, есть у них подарки с  собой или нет, они приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!». В ответ же говорят – «Воистину воскресе!». И трижды целуются в щечки. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни надо проводить среди живых.
Реферат на тему : «Крещение Господне (Святое Богоявление)»
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды.
Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа.
Где нет воды — там пустыня В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду.
Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду.
Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы.
Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне.