Статья Развитие личности средствами хореографического искусства


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Современная эпоха характеризуется процессом становления и развития новой гуманистической парадигмы в философии и теории образования. Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманистического образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира помещается человек. Гуманистическая парадигма образования, сменившая традиционную знаниевую парадигму, акцентирует личность, ее развитие и свободную реализации в продуктивно-творческом образовательном процессе [3].
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей, и, как следствие, эти процессы глубоко раскололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивида и форм осуществления учебной деятельности; неразрешенность проблем самопознания, самоопределения личности [4].
Фокус проблем сегодняшнего образовательного учреждения находится не в области таких, казалось бы, первичных факторов, как качество и количество (стандарты) знаний, а в способности образовательного учреждения научить учащегося воспринимать окружающий мир во всей его сложности и сформировать такие жизненно важные установки в структуре личности, обладатель которых сможет быть успешным в социальной реальности [5].Решение проблемы развития личности можно искать на основе культурологического подхода, используя все уже известные в педагогике интегративные показатели, одновременно разрабатывая новые интеграции разных показателей, оценивающих личностное развитие. Современные потребности общества, личности, отдельных социальных групп в образовании требуют дополнить культурологический подход развития личности компетентностным и личностно-ориентированным подходами. Анализ указанных подходов, соотнесение их друг с другом показали, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Воспитанию культуры высоких общественных чувств, становлению духовного мира личности признано помочь искусство, которое воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание с помощью специфических средств, помогает преодолеть внутреннею дисгармонию, воспринять общечеловеческие ценности. Искусство, таким образом, является посредником между обществом и человеком, способствует превращению ценностей общества в систему ценностей личности, благодаря чему осуществляется развитие ее социальных и нравственных качеств.
Искусство – это одна из специализированных сфер культуры, функционально отражающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах. В нем синтетически отображаются и другие формы общественного сознания – религия, наука, политика, право. Это свойство произведений искусства содержит в более широком ряду свойств и функций искусства в целом.
Искусство является один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, интеграции этого знания; накопления, хранения и передачи от поколения к поколению всей совокупности опыта человечества, а главное – системы ценностей, на основе которых живет и развивается человек [8]. Проектируя воображаемый мир человека, искусство акцентирует внимание людей на этических и эстетических проблемах, которые актуализируются в художественном произведении [2].
Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей личности предполагает организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим, художественным. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, «очеловечить чувства человека». Художественное воспитание входит в его состав как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности [1].
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – вид искусства, основанный на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, то есть воплощение замысла происходит в движениях тела как своеобразного инструмента [9].
Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у человека привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Предмет хореографии способствует гармоничному развитию человека, формирует фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость.
Хореография является одним из действенных средств, позволяющих развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это важно тогда, когда закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни [6].
Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему [2].
Анализ практики использования средств хореографического искусства в вопросах развития личности в образовании свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографического искусства в развитии личности учащихся и недостаточно эффективным практическим его использованием.
Частично это объясняется тем, что возможности хореографического искусства в содержании образования используются не в полной мере, так как коренной переработки содержания учебных предметов не происходит: в них по-прежнему излагаются основы наук, а формирование общекультурных, социально-трудовых, коммуникативных навыков, опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий считаются второстепенным либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложен определенный набор предпочитаемых ценностей, при этом иерархия ценностей у каждой личности формируется своя. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет человеку реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей [7].
Вопросы использования танца в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности достаточно подробно рассматривали в своих работах В.Н. Нилов, А.С. Фомин, Е.Н. Фокина, М.Н. Юрьева и др.
Платон говорил о соразмерности душевной и телесной красоты. А музыку и танец рассматривал как сильнейшее воспитательное средство: «оно всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».
Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Как известно, эмоциональная сфера (эмоции и чувства) наряду с рациональной (разум и рассудок) и волевой (разум и чувства) сферами составляют основу духовного мира личности. Чувства и эмоции отражают переживания и отношения человека к миру, другим людям и самому себе. По мнению А. Н. Леонтьева, эмоции выполняют роль внутренних сигналов, являясь психическим отражением окружающей действительности, выражая отношение между мотивами, потребностями и возможностью их успешной реализации.
Эмоции и чувства способствуют приспособлению человека к различным ситуациям и обстоятельствам жизни, развитию социальных навыков благодаря предвосхищению того или иного эмоционального состояния, общению с другими людьми через внешние (сигналы мимики, жестов) и внутренние (эмоциональная заразительность) проявления. Развитие эмоциональной сферы человека является необходимым условием для становления его личности, усвоения общечеловеческих идеалов, системы ценностных норм, формирования мировоззрения, ценностных ориентаций [8].
Научный вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства (классический танец, народно-сценический, бальный танец) внесли АЛ. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.А. Борзов, Р.В. Захаров, А. А. Климов, B.C. Костровицкая, МЛ. Мурашко, Г. А. Настюков, И.В. Смирнов, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, Н.И. Школьников и др.
Однако использование теоретико-методологического арсенала современной педагогики применительно к изучению развития личности учащихся средствами хореографического искусства пока недостаточно. Существует проблема педагогической интерпретации такого емкого понятия, как «культура». Категория «культура» не рассматривается в соотношении с каждым участником образовательной деятельности [1].
Развитее личности находится на периферии педагогической науки. Поэтому образовательный процесс должен представать как процесс самосозидания, саморазвития, самореализации, самоопределения личности, направляемый императивами гуманистического содержания и характера. И надо помнить о том, что каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность личности на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому, духовному, а главное целостному развитию личности.
Литература
1.Бессонов Б. Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.: Мысль, 1988. − 243 с.
2.Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М.: Искусство, 1980. – 134 с.
3.Корнющенко Д. И. Философия образования − неуловимая структура современной педагогики // Образование и общество. − 2003. − № 6.
4.Куренной В. А. Философия и образование // Отечественные записки. – 2002. – № 1.
5.Кулешова Г. М. Инновация как новая философия образования // Интернет-журнал «Эйдос» (http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm)
6.Куренкова Р. А. Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества). – Владимир: ВГПУ, 1999. – 138-193 с.
7.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.
8.Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект /Ред.-сост. Л. Н. Сляднева. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – 164 с.
9.Сляднева Л. Н. Педагогическая работа с хореографическим коллективом – Ставрополь: СГПИ, 2008. – 104 с.