Традиционные и иновационные педагогические технологии работы с одарёнными детьми

Каримова
Наталья
Геннадьевна.
Учитель
начальных классов

МОБУ СОШ № 3
г. Нефтекамск


Традиционные и инновационные педагогические технологии работы с одаренными детьми.


Одним из видов традиционной педагогической технологии работы с одаренными детьми является работа с родителями одаренных детей.
Особенности развития современного общества определяют и его запросы и ценностные потребности в творчески одарённых людях. Исходя из этого, цель развития личности ,в том числе одарённой, определяется как развитие способности к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание условий для творческого саморазвития и самореализации, для развития рефлексии нравственных критериев творческого процесса. Развитие творческого потенциала личности проходит несколько этапов. Этап развития каждой личности строго индивидуален, так как зависит от особенностей социальных условий и уровня развития личности. Переход на каждый последующий этап означает совершенствование личности.
Работа с одарёнными детьми является, по сути, реализацией прав личности на индивидуальность.
Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребёнка.
Рассматривая проблему с точки зрения наследования детьми интеллектуальной и творческой одарённости, трудно сказать, какие доминанты её определяют. Наиболее продуктивной, мне представляется позиция, выработанная комиссией ЮНЕСКО, согласно которой наследственный фактор отмечается в 45% семей, роль окружающей среды в 35% , на долю взаимодействия обоих факторов приходится 20% (Ж.Годфруа, 1992г.)
Возраст родителей, как утверждают специалисты в области генетики, так же не безразличен. Чем старше мать, тем чаще встречаются аномалии как в одну (умственно отсталые дети), так и в другую сторону (одарённые дети.)
При изучении влияния возраста отца получены иные данные: более 90% гениев появились на свет, когда их отцам было 40 лет и более. Но, как правило, в семьях, воспитывающих одарённых детей, признаётся высокая ценность образования. Часть сами родители оказываются образованными людьми. Развитию одарённости детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальное хобби. В их общении, начиная с раннего возраста, представлена совместная познавательная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого одарённого ребёнка – чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребёнку. Такое внимание приводит к тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребёнка.
Иногда родители одарённых детей особое внимание уделяют обучению ребёнка, выбирая для него книги, пособия, дополнительную литературу, развивающие игры и т. д. не учитывая возрастные особенности, особенности высшей нервной системы и т. д. и этим могут навредить своему чаду.
Большое значение для поддержания и сохранения детской одарённости имеет стиль детско-родительских отношений. Исследования Р .Хесса и В. Шипмана указывают: стили, базирующиеся на жёстком контроле, силовом давлении и других формах авторитетного вмешательства, не дают возможности для развития одарённости. В связи с этим они разделяют родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для императивного стиля характерны однозначные команды, ожидания беспрекословного соблюдения указаний. Такой стиль общения основывается на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребёнка. Императивный стиль развивает в ребёнке пассивную податливость. Инструктивный стиль характеризуется следующим: требования обосновываются, родители беседуют с ребёнком на равных, доказывают, что их требования закономерны и разумны, считают ребёнка равноправным партнёром. Такой стиль общения способствует развитию инициативы и твёрдости. Именно такой стиль свойственен большинству родителей. Но данный стиль имеет и свои скрытые минусы: постоянное предоставление возможности выбора может негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребёнка.
Большое значение для понимания родителями особенностей своего ребёнка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками. Особая одарённость может сопровождаться необычным поведением и странностями, которые вызывают у сверстников недоумение, насмешку. Именно потому такие дети редко становятся лидерами, отношения в коллективе складываются очень напряжённо. Важно, чтобы родители не пропустили этот момент отчуждения и неприятия ребёнка.
Таким образом пути устранения дискомфорта и их причины у одарённых детей педагогу следует искать совместно с родителями ребёнка, так как одарённый ребёнок и в семье не всегда имеет психолого-педагогическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
Работа с одарёнными детьми без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна. Следует учитывать характер семейных отношений и эмоциональный климат, создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной Я – концепции, как важнейшего условия полной реализации возможностей одарённого ребёнка, оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. Проводить беседы и семинары, посвящённые особенностям одарённого ребёнка, влиянию стилей родительских отношений на его развитие, роли понимания взрослыми одарённости. Привлечение родителей к разработке индивидуальных образовательных программ для работы с одарёнными детьми, методических рекомендаций, подборке новинок психолого-педагогической литературы. Вовлечение родителей в диагностическую работу по выявлению одарённых детей. Эффективными будут деловые игры (в их ходе родители поймут собственные ошибки, найдут пути решения проблем в воспитании талантливых детей), а также включение родителей в жизнь классного коллектива: посещение уроков, участие в праздниках, экскурсиях, спортивных соревнованиях и т.д.Это даст возможность отнестись к своим детям как к обычным школьникам, научить их переживать как победы, так и поражения, уделять внимание не только тем областям знаний, где дети проявляют свою одарённость, но и другим сферам человеческого познания и деятельности.
Литература:

1. Богоявленская Д.Б. «Одарённость: предмет и метод ».Магистр,1994 № 6.
2. Дьяченко О.М. «Одарённый ребёнок».М.1997г.
3. Матюшкин А.М. «Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала».
4. «Одарённые дети».Учебное пособие.М.2004г.
5. Холлер .К. «Диагностика детей и подростков .Современные концепции одарённости и творчества».М.1998г.















15